Яхтенный спорт олимпийские игры. Парусный спорт. Олимпийские водные виды спорта

Парусный спорт или Яхтинг (англ. Sailing ) - олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения, в частности яхты.

История парусного спорта

История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами - яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.

Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.

В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.

До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.

Даты создания других старейших яхт-клубов:

1830 год - Шведский Королевский парусный клуб;

1838 год - Гоночное общество в Гавре;

1844 год - Нью-Йоркский яхт-клуб;

1846 год - Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;

1858 год - Парижский парусный клуб;

1858 год - «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).

С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:

  • "Финн" (мужчины),
  • "Лазер" (смешанные),
  • "470" (швербот-двойка, мужчины и женщины),
  • "Европа" (женщины),
  • килевые яхты "Звёздный" (мужчины),
  • "Инглинг" (женщины),
  • парусная доска-одиночка — класс "Мистраль" (мужчины и женщины),
  • катамаран-двойка — класс "Торнадо" (мужчины).

В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.

Виды парусного спорта

Парусные соревнования классифицируются:

  1. По району плавания:
  • кругосветные;
  • океанские;
  • морские;
  • локальные.
  1. По типам или классам яхт:
  • монотипы;
  • макси-яхты;
  • яхты, соответствующие обмерной формуле;
  • крейсерские килевые яхты и швертботы;
  • однокорпусные;
  • катамараны;
  • тримараны.
  1. По профессиональному цензу:
  • профессиональные;
  • любительские;
  • смешанные;
  • по составу экипажа;
  • одиночные;
  • командные;
  • возрастные;
  • по половому признаку.
  1. По виду дистанции:
  • этапные;
  • рейсовые.
  1. По длине дистанции:
  • короткие;
  • длинные.
  1. По правилам проведения соревнований:
  • матчевые;
  • командные;
  • с пересадкой;
  • гандикапные;
  • по приходу.

Правила парусного спорта

Обычно, регата состоит из 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место - 3 очка, за 3 место - 5,7 очков, за 4 место - 8 очков, за 5 место - 10 очков, за 6 место - 11,7 очков, а дальше плюс 6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.

Экипировка для парусного спорта

Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.

  1. Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из "дышащей" ткани. Во избежание "парникового эффекта" под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из "дышаших" такней (polartec или fleece).
  2. Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины ("deck shoes") — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
  3. Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с "короткими" пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
  4. Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).

Международные парусные регаты (соревнования по парусному спорту)

Олимпийские игры - самые престижные соревнования по парусному спорту.

Парусный спорт - один из видов спорта, в котором для соревнований необходимо специальное снаряжение: лодки или суда, сани для передвижения по снегу (льду) либо же тележки, оснащенные парусом. Чаще всего состязания по парусному спорту проходят именно на лодках (парусных, парусно-моторных или моторных) - яхтах (от нидерл. jacht, от jagen - гнать, преследовать). В этом случае для наименования данного вида соревнований используется термин "яхтинг".

Суда, оснащенные парусом, бороздят водные просторы уже не одну тысячу лет, однако для спортивных соревнований данный вид снаряжения стал использоваться сравнительно недавно. Вначале яхтингом увлеклись жители Голландии, после - Англии.

Упоминание о состязаниях такого рода встречаются в летописях, датированных 1662 годом. Первые яхт-клубы появились в 50-60 гг. XVIII века вначале в Англии, а через несколько лет - в других странах Европы, а также в России и в Америке.

В октябре 1907 года был основан международный союз парусного спорта (англ. International Yacht Racing Union, IYRU), штаб-квартира которого была размещена в г. Саутгемптон (графство Хэмпшир, Великобритания). В наши дни эта организация именуется Международной федерацией парусного спорта (англ. International Sailing Federation, ISAF) и объединяет 115 национальных федераций.

Наиболее известными и масштабными соревнованиями по парусному и гребному спорту считаются регаты (от итал. regata, riga - "линия", "ряд", "стартовая линия"), которые проводятся для судов разных классов. Одна из первых регат - соревнование гондольеров - прошла в 1740 году в Венеции, хотя этот вид состязаний в городе на воде известен еще с XIII века.

Такого рода соревнования стали чрезвычайно популярны и проводились с середины XIX века в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии, Испании, Швейцарии, а с конца XIX - начала XX вв. - в Дании, Норвегии, Швеции, России, США, Канаде, странах Латинской Америки и т.д.

Всемирно известны Хенлейская регата (проходит на Темзе неподалеку от г. Хенли с 1893 года) по академической гребле и Кильская регата (проводится с 1897 года в Кильской бухте Балтийского моря у побережья Германии). В наши дни термин "регата" применяется для наименования соревнований по парусному спорту, входящих в программу Олимпийских игр.

Все соревнования по парусному спорту подразделяются на несколько видов:

А) по району плавания:
. кругосветные;
. океанские;
. морские;
. локальные,

Б) по типам (классам) яхт:
. монотипные - к данному виду состязаний допускаются только яхты, полностью соответствующие правилам обмера и сконструированные по строго регламентированным принципам;
. состязания макси-яхт - к соревнованиям допускаются только яхты, длина которых - не менее 30 метров (100 футов);
. соревнования яхт, соответствующих обмерной формуле - участвуют суда, соотношение нескольких параметров которых (водоизмещение, длина, площадь парусов) ограничено определенной величиной;
. гонки крейсерских килевых яхт и швертботов - в данном виде состязаний участвуют суда 2 видов:
. крейсерские яхты (от нидерл. kruiser от kruisen -"плавать по определенному маршруту", "крейсировать") - суда, особенности конструкции (например, обязательное наличие кают), укомплектованность некоторыми видами оборудования и уровень снабжения которых позволяют совершать длительные автономные переходы;
. шверботы (от нем. Schwertboot - "лодка с мечом") - парусные суда, не имеющие балластного киля и оснащенные швертом - специальным выдвижным плавником, препятствующим сносу яхты под ветер.
. соревнования однокорпусных яхт;
. состязания катамаранов (от тамильского каттумарам - "связанные брёвна") - двухкорпусных яхт;
. гонки на тримаранах - трехпалубных судах,

В) по профессиональному цензу:
. профессиональные;
. любительские;
. смешанные,

Г) по составу экипажа:
. одиночные - яхтой управляет один человек;
. командные - управлением судна занимается экипаж (от 2 до 40 и более человек, в зависимости от типа яхты);
. возрастные - в данном виде соревнований участвуют только спортсмены определенного возраста;
. по половому признаку - в некоторых состязаниях могут участвовать только мужчины, в других команда формируется исключительно из представительниц слабого пола,

Д) по виду дистанции:
. этапные - дистанция разделена на несколько отрезков (этапов);
. рейсовые - яхты следуют по определенному маршруту, не предполагающему заходов в порты и остановок (однако при необходимости судно может встать на якорь),

Е) по длине дистанции:
. короткие;
. длинные,

Ж) по правилам проведения соревнований:
. матчевые - победитель соревнований определяется по результатам серии матчей между парами участников, то есть, каждый спортсмен соревнуется поочередно со всеми остальными яхтсменами, участвующими в состязаниях;
. командные - несколько команд яхтсменов состязаются между собой;
. с пересадкой - каждый из спортсменов поочередно походит дистанцию на всех яхтах, участвующих в соревнованиях;
. гандикапные - в гонках участвуют суда разных классов, результаты, продемонстрированные яхтами, пересчитываются с учетом гандикапных баллов, отражающих некоторые особенности того или иного судна;
. по приходу - побеждает то судно, которое пришло к финишу первым.

Наиболее известные международные парусные регаты:
. Кубок Америки (англ. America"s Cup) - одно из старейших международных состязаний (основано на 20 лет раньше Кубка Англии по футболу и за 45 лет до проведения первой современной Олимпиады), наиболее известное и престижное. Награда победителю - кубок из "британского металла" (сплава олова, сурьмы и меди, покрытого серебром) изготовленный компанией "Гаррард и Ко" в 1848 году в виде кувшина, у которого отсутствует дно - в соответствии с требованием королевы Виктории. Правительница не желала, чтобы призовой кубок можно было использовать в качестве вместилища для напитков. На сосуде выгравированы наименования яхт-победительниц, причем в 1958 и 2003 году кубок пришлось дополнить основаниями, чтобы разместить названия очередных яхт-победителей. Обладателем этого престижного приза на протяжении 132 лет являлся Нью-Йоркский яхт-клуб, и лишь в 1983 году кубок достался яхтсменам из Австралии.
. Чтобы принять участие в розыгрыше Кубка Америки, следует одержать победу в предварительных отборочных соревнований (в данное время - Кубка Луи Виттона). Лишь после этого яхта-претендент может вступить в борьбу с представителями страны, судно которой одержало победу в прошлом сезоне.
. Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race), до 1997 года - Уитбред (Whitbread Round the World Race) - кругосветная командная регата, к участию в которой допускаются яхты класса Вольво 70 (однокорпусные, одномачтовые парусные суда, длина которых должна составлять 21,5 м, осадка - 4,5 м). С 1973 года до 2006 года проводилась раз в 4 года, в наши дни проходит раз в 3 года. Включает в себя 10 океанских этапов и короткие состязания в акваториях крупных городов (портовые гонки).
. Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) - основанная в 1989 году Филиппом Жанто (Франция) единственная одиночная кругосветная регата, не предполагающая остановок судна где-либо и получения посторонней помощи. Названо состязание в честь региона Франции Вандея, в столице которого - городе Ле Сабль д"Олон - начинается и заканчивается регата, проводимая на яхтах класса Open 60 (до 2004 года - Open 50). Чтобы участвовать в регате Ванде Глоб, яхтсмен должен доказать свою компетентность, совершив квалификационный переход через океан (длина дистанции - 2,5 тыс. миль, скорость - 7 узлов) или же поучаствовать в какой-либо одиночной трансокеанской гонке.
. Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) - кругосветная гонка одиночных яхт. Идею проведения состязания подал Дэвид Уайт (Америка) в 1980 году. Вначале регата именовалась официально ВОС Challenge, поскольку спонсировалась крупной британской корпорацией BOC (British Oxigen Corp), несколько позднее - Around Alone, а начиная с 2006 года, когда спонсором соревнований стала компания Velux - была переименована в Velux 5 Oceans. Гонка проходит в 3 этапа, общая протяженность маршрута - 30000 миль.
. Регата Сидней - Хобарт (Rolex Sydney Hobart Yacht Race) проводится с 1945 года, стартует ежегодно 26 декабря в бухте Сиднея, финиширует в порту Хобарт (устье р. Деруэнт, Тасмания). Соревнование организовано Королевским яхт-клубом Тасмании и яхт-клубом Австралии, с 2002 года спонсируется компанией Rolex (Швейцария). Участвовать в гонке могут суда, отвечающие определенным требованиям (длина - от 30 до 100 футов) и за полгода до начала регаты прошедшие квалификационную гонку или океанский переход - не менее 150 морских миль. В команде должно быть не менее 6 человек старше 18 лет. На борту обязательно должны присутствовать 2 человека, которые способны оказать квалифицированную медицинскую помощь, и 2 радиооператора. Каждый член экипажа должен иметь индивидуальный аварийный радиобуй (PLB или EPIRB). В Rolex Sydney Hobart Yacht Race могут участвовать и профессиональные яхтсмены, и любители.
. Регата The Tall Ships’ Races Baltic - до 1872 года именовавшаяся Катти Сарк (Cutty Sark) в честь английского клипера, преодолевшего путь из Австралии в Англию за 69 дней. Одна из самых больших регат в мире. К участию в данном соревновании допускаются все парусные суда, длина которых превышает 9,14 м, причем, согласно основному правилу соревнований, членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Состязания проходят в 3 этапа, первый из которых проходит между 2-мя портами, второй - свободное плавание, третий этап - собственно гонки. Причем в каждом порту, через который проходит регата, участникам устраивают торжественную встречу, за которой следуют различные спортивные мероприятия, концерты, приемы и т.д., продолжающиеся 4 дня и заканчивающиеся торжественным парадом участников состязаний. Главный приз соревнований - серебряная модель парусника "Катти Сарк".

В программу Олимпийских игр соревнования по парусному спору включены с 1900 года (II Олимпиада, Париж) и с тех пор присутствуют в программе всех Олимпиад (исключение - игры 1904 года).

В регате участвуют суда, сходные по конструкции. Действительно, в соревнованиях должны участвовать яхты с приблизительно равными возможностями. Для корректного сравнения результатов существует несколько подходов к подбору участников регаты:
. Монотип - в гонках участвуют только яхты, сконструированные по определенным параметрам, отступление от которых влечет за собой дисквалификацию;
. Гандикап - обмер яхты проводится по определенной методике, которая позволяет определить особенности судна. В соответствии с присвоенными гандикапными баллами, занесенными в мерительное свидетельство, на старте яхты, сходные по баллам, объединяются в группы, в пределах которых суда соревнуются друг с другом;
. Обмерная формула - яхты должны быть сконструированы в соответствии с определенной обмерной формулой, в пределах которой не возбраняется вносить различные конструктивные изменения, способствующие улучшению ходовых качеств судна.

Регата - спортивное соревнование, в котором участники, занявшие призовые места, получают медали, а победителям вручается кубок. Это действительно так, но есть и исключения, например, ежегодно проводимая в Венеции в первое воскресенье сентября Историческая регата (Regata Storica), представляющая собой соревнование гондольеров на дистанции в 7 км. Данное состязание учреждено в честь исторического события - отречения королевы-венецианки Катерины Корнаро от кипрского престола в пользу Венецианской республики, подписанное в 1489 году. На родине королеве была приготовлена грандиозная встреча, и с тех пор ежегодно данное событие празднуется в Венеции - перед началом регаты проходит костюмированное шествие - символическая церемония встречи королевы, потом - парад гондол, и лишь после этого начинаются соревнования. Состязания подразделяются на несколько этапов: вначале выступают юниоры на двухвесельных гондолах (pupparini), потом - женщины, также на двухвесельных лодках (mascarete), потом - мужчины на шестивесельных судах (caorline), и, наконец - гонка чемпионов на узких и легких лодках (gondolini), управление которыми требует недюжинной ловкости и высокого мастерства. В качестве приза участники данной регаты получают не медали, а разноцветные флаги (за 1 место - красный, за 2 - белый, за 3 - зеленый и за 4 - голубой). Порой вручаются и другие награды - например, некоторое время призом победителю был живой поросенок, однако защитники животных выступили против данного обычая, потому в наши дни призы в Исторической регате чисто символические.

Кубок Америки назван в честь континента. Нет, это состязание (и приз) получило свое название в честь шхуны "Америка", которая одержала победу в одной из самых престижных английских регат в 1851 году.

Во время кругосветной регаты все, кто находится на борту, принимают участие в управлении яхтой. Не всегда. Например, в Volvo Ocean Race на борту каждой яхты кроме 10 членов команды должен находиться корреспондент, в обязанности которого не входит какое-либо участие в управлении судном. Его задача - сбор, подготовка и отправка аудиоматериалов, а также фото- и видеоотчета о том, как проходила сама гонка и насколько слаженными и правильными были действия команды в той или и ной ситуации.

Все участники регаты стартуют одновременно. Чаще всего это действительно так, но в некоторых случаях допускается повторный старт - например, если произошла поломка и потребовалось время для ее исправления. Некоторые регаты официально стартуют довольно долго - например, старт регаты Глобус Ванде открыт 10 дней, а участники регаты Золотой Глобус (1968 год) могли начать состязание в любой день с 1 июня до 31 октября.

Главный приз в регате один. Не всегда. Например, участники регаты Сидней - Хобарт ведут борьбу за два главных приза: кубок, который получает судно, первым пришедшее к финишу и кубок Tattersall, вручающийся яхте-победительнице по гандикапу IRC. В регате Золотой Глобус также было предусмотрено два главных приза - кубок тому, кто завершит гонку первым и денежное вознаграждение (5000 фунтов) яхтсмену, который затратит на преодоление дистанции минимум времени.

В парусный спорт приходят только высокие крепыши. Ошибочное мнение - в этом виде спорта природные данные малозначимы. Учитывая разнообразие классов яхт, можно выбрать судно, соответствующее любому росту и весу яхтсмена.

Женщине на корабле не место! Довольно устойчивый предрассудок, но в некоторых видах яхтинга (например, в кругосветных гонках на одиночных крейсерских яхтах) представительницы слабого пола ни в чем не уступают мужчинам.

Олимпийские соревнования по парусному спорту проходят невдалеке от города, принимающего Олимпиаду. Чаще всего соревнования по яхтингу проходят вдали от места проведения Олимпиады. Состязания такого рода проводятся на больших водоемах, в местах, отличающихся максимальной устойчивостью ветровых условий.

Длина хорошего киля - семь футов. Совершенно ошибочное мнение. Ведь размер киля зависит от класса яхты и ее габаритов.

На яхте должно быть несколько якорей. Это действительно так. Якорей должно быть три - основной универсальный якорь-плуг, тяжелый якорь с широкими лапами (например, якорь Холла или Данфорта), который отлично удержит судно на мягких илистых или песчаных грунтах, и третий якорь - запасной. Кроме того, на яхте должна иметься якорная цепь, длина которой составляет не менее 50 метров, и запасная цепь.

Корпус яхты имеет заостренный нос и тупую корму. Не обязательно. Главное назначение корпуса - обеспечение жесткости конструкции, поддерживающей мачты и паруса, а также способность вместить экипаж. Благодаря определенной форме корпуса судно может двигаться по воде с довольно внушительной скоростью, невзирая на различные погодные условия. Наиболее оптимальный вариант - суда обтекаемой формы с острым носом и тупой кормой, однако встречаются и яхты с тупым носом и кормой, либо же с заостренными вышеуказанными элементами конструкции.

Самые быстрые и устойчивые яхты - многокорпусные. Да, наиболее быстроходными парусниками являются катамараны, тримараны и полимараны (например, пентамараны - пятикорпусные суда). Однако следует учесть, что эти виды яхт подходят лишь для опытных мореходов. Ведь катамаран и пентамаран при высокой начальной остойчивости и отличных ходовых качествах испытывают довольно высокие нагрузки на соединительные детали корпуса, и порой это может привести к разрушению яхты. А тримараны подвержены резкой качке и отстойчивы лишь при небольшом крене, а при неблагоприятных погодных условиях (сильный боковой ветер, высокие волны) или в случае ошибки в управлении, приводящей к превышению допустимых углов крена, стремительно переворачиваются.

Современные яхты гораздо быстроходнее, чем суда прошлого века. Это не так. Некоторые яхты конца XIX - начала XX в. могли развивать несколько большую скорость, чем современные. Однако особенности конструкции парусников, изготовленных в наши дни, позволяют им продолжать движение даже при встречном ветре, что ранее было довольно затруднительно для кораблей, оснащенных гафельным парусным вооружением.

Яхтсмены, участвующие в регате, вынуждены питаться исключительно сырой рыбой. Нет, обычно спортсмены запасаются своими любимыми продуктами, в число которых входит и рыба в различных видах. Ограничения существуют лишь на сладкие газированные напитки - их употребление может привести к ухудшению самочувствия в открытом море. Однако следует учесть, что запас продуктов такого рода не может быть очень большим: во-первых, у некоторых продуктов ограничен срок годности, а обеспечить должные условия хранения на небольшой яхте не всегда возможно. Во-вторых, для достижения высоких результатов требуется немалая скорость судна, потому приходится на многом экономить. Например, участники продолжительных регат могут захватить с собой всего лишь один комплект сменного белья и должны заранее приготовиться к тому, что рацион будет состоять из различного рода сублимированных смесей и продуктов быстрого приготовления, которые имеют длительный срок хранения и занимают минимум места. А заниматься ловлей рыбы яхтсменам просто не всегда хватает времени.

Во время регаты спортсмены имеют возможность близко изучить акул и осьминогов. Это не совсем так. Из всех обитателей подводного мира яхтсменов чаще всего сопровождают дельфины.

Все яхтсмены - плохие семьянины. Не обязательно. Конечно, в жизни случаются разные казусы, однако следует учесть, что человек, обожающий морские путешествия под парусом, больше влюблен в свою яхту, чем в кого-либо из представительниц прекрасного пола, жаждущих приключений.

Семейные люди яхтингом не занимаются. Если речь идет о профессиональном спорте, такое утверждение действительно отчасти верно. А вот среди любителей подавляющее большинство - семейные пары, выходящие в море с женами и детьми. В этом случае судно оборудуют специальными страховочными сетками вдоль палубы, детскими страховочными поясами и спасательными жилетами.

Занятие парусным спортом заключается в участии в различного рода соревнованиях, регатах, гонках и т.д. Это не совсем так. Люди, занимающиеся яхтингом, могут выбрать иное направление парусного спорта - крейсерское плавание, заключающееся либо в переходе из одного порта в другой, либо в свободном плавании в открытом море. Пионером крейсерского плавания в конце XIX в. стал Ричард Тирелл Мак Маллен (Англия), в одиночку вышедший в море с одной целью - доказать, что управляемая умелой рукой небольшая яхта столь же безопасна вдали от берега во время шторма, как и гораздо более крупное судно. Примеру Мак Маллена последовали многие моряки, и в 1880 году в Англии был создан Крейсерский клуб (Королевский крейсерский клуб). В 1882 году в этом клубе начали издавать журнал, освещающий деятельность мореходов и пользующийся большой популярностью даже в наши дни. Крейсерский клуб также не был чужд духа соревнований - им было учреждено немало кубков, например, "Кубок вызова" (1896 год). Крейсерские клубы были организованы также в Шотландии (1909 г), а также в Норвегии и других странах мира. В наши дни крейсерское плавание - наиболее популярный вид парусного спорта как среди любителей, так и среди профессиональных яхтсменов.

Яхтинг - чрезвычайно непрост в освоении. Это занятие для профессионалов. Да, это так, если речь идет об участии в серьезных спортивных соревнованиях. Любитель же может освоить азы управления судном за 17 дней (неделя уходит на освоение теории, еще 10 дней - на практические упражнения). Впрочем, и для тех, кто не обладает навыками управления судном, выход есть - попросту нанять опытного шкипера, а если того требует особенности яхты - то и команду.

Парусный спорт - занятие чрезвычайно опасное. Безусловно, данный вид спорта сопряжен с некоторой долей опасности. Однако следует учесть, что в основном к несчастным случаям на воде приводит несоблюдение - чаще всего яхтсменами-любителями - элементарных правил техники безопасности. Например, почти в 86% несчастных случаев люди, оказавшиеся за бортом, были без спасательных жилетов, в 30% случаев причиной несчастий на воде стал алкоголь, 80% аварий произошло по вине неопытного шкипера, не имеющего лицензии. К тому же яхты не так часто попадают в неприятные ситуации - наибольшее количество несчастных случаев (42%) происходит с открытыми моторными лодками, 27% - с гидроциклами, и лишь в 14% случаев страдают моторные лодки с каютами и парусные суда.

Бывший гонщик - лучший шкипер для совершения круизов. Многое зависит от того, чего именно ждут от круиза. Если скорости, острых ощущений и работы на пределе человеческих возможностей - тогда действительно лучше всего путешествовать под предводительством опытного гонщика. В этом случае, скорее всего, придется все время носить спасательный жилет и бороздить морские просторы при любой погоде. Да и маршрут будет проложен, скорее всего, по прямой. Ведь главная цель гонщика - достичь конечного пункта плавания как можно быстрее, а красоты берегов его интересуют минимально. К тому же, по старой привычке, такой шкипер не станет использовать дизельный мотор даже в случае необходимости, предпочтя лавирование. А вот если цель круиза - отдохнуть, полюбоваться пейзажами, искупаться, а то и порыбачить - лучше всего выбрать опытного шкипера-круизера, который и курс проложит соответствующий, стремясь к тому, чтобы отдыхающий получил максимум впечатлений, и комфорт постарается обеспечить, и к дизельному мотору отвращения не испытывает.

Заниматься яхтингом могут только очень богатые люди. Безусловно, если речь идет о приобретении современного круизного судна, оснащенного по последнему слову техники - его цена составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч евро и действительно не по карману рядовому обывателю. Равно как и на постройку специализированной гоночной яхты придется основательно раскошелиться. Но начинающий спортсмен-любитель может приобрести подержанную яхту, например, класса "микро" или мини-яхту по цене около 2000-3000 €, а катамаран - за 5000 €.

Арендная плата за яхту тем выше, чем больше срок аренды. Совершенно ошибочное мнение. Стоимость аренды яхты в день возрастает с уменьшением срока аренды.

В серьезных соревнованиях по парусному спорту чаще всего участвуют люди средних лет, опытные и полные сил. Особенно это касается шкиперов. Чаще всего это действительно так, однако практика показывает, что возраст серьезному яхтингу не помеха. Например, старейшему участнику гонки Сидней - Хобарт шкиперу Джону Уолкеру - 85 лет, а самым молодым капитанам - Грегу Прескотту и Лиз Уардли - по 18 лет.

Новички в яхтенном спорте обязательно поначалу страдают от морской болезни, выражающейся, как правило, в сильных приступах тошноты. Это не совсем так. Во-первых, даже опытные яхтсмены, немало времени проводившие за штурвалом, порой страдают от морской болезни, вызываемой вертикальным ускорением, которое возникает на судне во время качки. Во-вторых, морская болезнь не обязательно выражается в виде тошноты - иногда она проявляется как резко возросший аппетит, повышенная сонливость, нарушение координации движений, тремор (дрожание) рук, ослабление памяти, депрессия, нарушение работоспособности и т.д.

Чтобы избежать неприятных ощущений во время плавания, следует придерживаться некоторых простых правил:
. как можно больше времени проводить на палубе, а не в каюте;
. подбирать теплую и удобную одежду;
. обязательно захватить с собой таблетки или гомеопатические препараты от укачивания (например, "Бонин", "Авиа-море", "Драмина", "Тонгинал", "Вертигохель" и т.д.);
. поменьше бездельничать. По мнению бывалых яхтсменов, личное участие в управлении яхтой - лучший способ избавиться от морской болезни.

Кроме того, еще до выхода в море нелишним будет подготовить вестибулярный аппарат к будущим нагрузкам. Помогут в этом прыжки на батуте, быстрые приседания, бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки и бег с препятствиями, наклоны вперед и в стороны, кульбиты, стойки на руках, кружение и перевороты боком ("колесо") в обе стороны и т.д.

Для занятий парусным спортом обязательно нужна непромокаемая одежда и специальная обувь. Многое зависит от того, о каком именно подвиде парусного спорта идет речь, насколько длительным будет переход, через какие моря и океаны пройдет судно и т.д. Требования для яхтсменов-любителей, конечно же, не отличаются жесткостью - например, если прогулка на яхте проходит теплым летним днем и не займет больше 1-2 суток - вполне достаточно будет просто футболки с шортами. А вот если путешествие займет больше времени - обязательно следует подготовиться к непогоде, да и к перепадам температуры, вполне обычным в некоторых широтах. Первое, о чем следует позаботиться обязательно - наличие непромокаемого костюма, желательно изготовленного в виде цельного комбинезона, который может защитить от ветра, дождя и соленых морских брызг. При выборе одежды такого рода следует учесть, что лучше всего приобрести костюм из "дышащей" ткани (например, "Gore-Tex", "Sympa-tex"), которая служит надежным препятствием для ветра и воды, проникающей снаружи, и в то же время позволяет телу дышать, тем самым обеспечивая сухость и комфорт на протяжении всего путешествия. Для коротких прибрежных гонок подойдет и обычный непромокаемый костюм, но у него есть один существенный недостаток - способность создавать своего рода "парниковый эффект". В результате уже через несколько часов пот пропитывает всю одежду и человек начинает мерзнуть, что отнюдь не способствует хорошему самочувствию и отрицательно влияет на работоспособность.

Под непромокаемый костюм лучше всего одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла - одежду из "дышаших" такней (polartec или fleece). Что касается обуви - любители, рассчитывающие провести в море несколько дней при хорошей погоде, могут обойтись обычными кедами или легкими летними туфлями (исключение - обувь на высоком каблуке). В расчете на более длительное путешествие лучше всего обзавестись яхтенными туфлями-мокасинами ("deck shoes") - очень прочными, прошедшими специальную обработку для защиты от воздействия жидкости, снабженными кожаными шнурками. Такая обувь на мягкой плоской подошве не скользит по мокрой палубе и не спадает с ног при резких движениях. А во время дождя просто незаменимы специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.

Яхтсмены, отправляющиеся в довольно длительное плавание, приобретают также перчатки. Наиболее подходящая модель - из синтетической кожи со вставками из кевлара, с "короткими" пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки - для холодной погоды. И, наконец, пригодятся очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).

Водные виды спорта – виды спорта, связанные с водой.

Виды и отличительные черты спорта на воде

Дайвинг — водный вид спорта

Занятия и соревнования по водным видам спорта проводятся и на свежем воздухе, и в закрытых помещениях – в бассейнах.

Соревнования по водным видам спорта делятся на командные и индивидуальные.

По некоторым видам водного спорта проводятся соревнования местные, региональные, национальные международные и Олимпийские игры. Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году пройдет в России, в Татарстане, в Казани.

Подводное плавание. Дайвинг - это плавание под водой с аппаратами, обеспечивающими автономный запас воздуха. Людей, профессионально занимающихся дайвингом, называют водолазами или, используя заимствованный из английского языка термин, дайверами.

Катание на волне на специальных лёгких досках – это серфинг . Катание на доске под парусом – виндсерфинг , катание без доски – бодисерфинг .

Регата - крупное соревнование по парусному или гребному спорту, которая включает в себя серию гонок для судов.

Олимпийские водные виды спорта

Водный вид спорта — серфинг

Гребля на байдарках и каноэ – гребной вид спорта на лодках типа байдарки и каноэ.

Гребной слалом - гребля на байдарках и каноэ, преодоление на скорость размеченной воротами дистанции, например, участка порожистой реки или искусственной трассы.

Академическая гребля - спортсмены сидят в лодках спиной вперед и гребут веслами.

Парусный спорт – спортсмены используют снаряжения, лодки, суда или сани, приводимые в движение ветром в парусах.

Водные лыжи – передвижение по воде на специальных лыжах.

Прыжки в воду с трамплина или вышки . Судьи оценивают выполнение акробатических элементов в полете и чистоту входа в воду.

Плавание – преодоление вплавь на скорость различных дистанций.

Синхронное плавание - выполнение в воде различных фигур под музыку.

Водное поло - командный вид спорта, игра с мячом и воротами. Проходит в бассейне.

Триатлон - вид спорта, состоящий из трех видов соревнований плавание, велогонка, бег по шоссе.

Технические виды спорта на воде

Парусный спорт

Водно-моторный спорт - технический вид спорта, включающий скоростные соревнования на моторных судах по воде.

Классы: Формула-1 - класс гоночных судов , а так же название чемпионата мира по соревнованию на водно-моторной технике в этом классе. С прошлого года один из этапов по Формуле-1 проводится в России, Татарстане, Казани.

Аквабайк – это гонки на гидроциклах, разновидность водно-моторного спорта. Так же проводятся чемпионаты мира, Европы, России, региональные и местные для различных классах классических спортивных судов.

Судомодельный спорт - технический вид спорта на воде, включающий проектирование и постройку моделей кораблей и судов для спортивных соревнований.

Различаются стендовые соревнования - конкурсы настольных и действующих моделей - самоходных моделей надводных судов и кораблей, подводных лодок; скоростных кордовых моделей произвольной конструкции, гонки моделей парусных радиоуправляемых яхт.

Непередаваемо красиво выглядят соревнования парусных радиоуправляемых яхт .

Водно-моторный спорт уже включен в олимпийскую семью.

История водных видов спорта

Водное поло

Дайвинг . Мужчины и женщины Древней Греции ныряли за губкой, задерживали дыхание. Долгое время для дыхания использовалась полая тростинка. Сейчас популярность дайвинга растет с каждым годом.

История серфинга началась на Гавайских островах тысячи лет назад.

Гребля . Еще в древности люди использовали плывущие бревна, помогая себе ветками.

Зарождение любительского мореплавания и парусного спорта в России связано с Петром-I. 21 июня 2012 года в гостях у Ротари клуба Казани присутствовали организаторы Волжско-Камской регаты, яхтсмены Андрей Бардин и Сергей Андреев. Оказывается, значительный вклад в развитие парусного спорта в Республике Татарстане внес ее первый президент республики Минтемир Шарипович Шаймиев.

На международных соревнованиях советские воднолыжники выступили в 1967 году.

Первые соревнования в России по прыжкам в воду состоялись в России в 1913 году.

В 15-16 веке зародилось спортивное плавание.

Синхронное плавание стало Олимпийским видом спорта в 1984 году.

В Японии существовала игра – далекий родственник водного поло. Участники Сидели верхом на соломенных бочках, и гоняли шестами по воде надутую шкуру, прообраз мяча.

В конце XIX созданы самодвижущиеся экипажи. Появился моторный катер. В 1886 году немецкий инженер Г. Даймлер построил и испытал первый в мире катер «Неккар».

В 1925 году в Москве была создана водно-моторная секция, проведены соревнования.

С 17 века на Земле к созданию моделей судов походили серьезно, считая их произведениями искусства.

Смотрите

    Парусный центр Пирита Парусный спорт на летних Олимпийских играх 1980 года был представлен шестью дисциплинами. Соревнования по парусному спорт … Википедия

    Года Парусный спорт на XXI летних Олимпийских играх был представлен шестью дисциплинами. Из шести дисциплин, две дисциплины являлись мужскими, после длительного перерыва с 1900 года в Олимпийских играх появились открытые классы, в которых могли… … Википедия

    Года Соревнования по парусному спорту на XVII летних Олимпийских играх в Риме, Италия проводились в пяти дисциплинах. Все дисциплины были открытыми (женщины могли выступать наравне с мужчинами). Соревнования по парусному спорту проводились с 29… … Википедия

    Года Соревнования по парусному спорту на XIX летних Олимпийских играх в Мехико, Мексика проводились в пяти дисциплинах. Все дисциплины были мужскими. Соревнования по парусному спорту проводились с 14 октября по 21 октября 1968 года на побережье… … Википедия

    Парусный спорт на XXVIII летних Олимпийских играх Соревнования по парусному спорту на летней олимпиаде 2004 года проводились в нескольких десятках километрах от Афин в Олимпийском парусном центре Айос Космас, расположенном недалеко от мыса Сунион … Википедия

    Парусный спорт на XXVII летних Олимпийских играх Содержание 1 Медалисты 2 Страны 3 Результаты 3.1 … Википедия

    Парусный спорт на XXV летних Олимпийских играх. Содержание 1 Медалисты 2 Страны 3 Результаты 3.1 … Википедия

    Соревнования по парусному спорту на летних Олимпийских играх 1948 года проходили с 3 по 12 августа в Торки/Торбей. Общий медальный зачёт Место Страна Золото Серебро Бронза Всего 1 … Википедия

    Соревнования по парусному спорту на летних Олимпийских играх 1964 года изначально планировалось проводить в Иокогаме, как это должно было быть на несостоявшейся Олимпиаде 1940 года, однако выяснилось, что гавань Иокогамы более не удовлетворяет… … Википедия

    Соревнования по парусному спорту на XXIII Летних Олимпийских играх проводились в Лос Анджелесе, США, штат Калифорния. В этот раз разыгрывались медали в 7 дисциплинах, все среди мужчин. СССР и большинство социалистических стран бойкотировали Игры … Википедия


В олимпийских гонках принимают участие суда 9 классов, гонки проходят по треугольной олимпийской трассе, длина которой определяется в соответствии с океанскими течениями, преобладающими направлениями ветра, погодными условиями и числом соревнующихся судов.

Одна из первых регат в истории человечества (соревнования гондольеров) состоялись в 1740 году в Венеции. В России первые парусные соревнования проводились в эпоху Петра Великого.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Соревнования по парусному спорту впервые появились на Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр (кроме 1904 года в Сент-Луисе). До 1988 года мужчины и женщины принимали в них участие на равных правах, Самым титулованным яхтсменом в мире является единственный четырех-кратный олимпийский чемпион Пауль Эльвстрём из Дании. Кроме этого он 13-кратный чемпион мира и 4-кратный чемпион Европы.

РОССИЯ

Российские яхтсмены впервые приняли участие в Третьих Олимпийских Играх 1912 года, в Стокгольме, где завоевали бронзовые медали. Начиная с 1952 года, сборная команда СССР, а затем России (с 1992 года) регулярно участвует в Олимпиадах. На Олимпийских играх в Риме (1960) советские гонщики завоевали золотые медали в классе «Звездный» и серебряную медаль в классе «Финн». Всего же российскими яхтсменами – олимпийцами завоевано 28 медалей, из которых 7 высшего достоинства


Фото - Сергей Киврин и Андрей Голованов

В парусных соревнованиях Олимпийских Игр разыгрывается десять комплектов медалей, из которых в шести номерах программы участвуют мужчины, в четырех — женщины. Формат олимпийской регаты включает предварительный этап, состоящий из 10 гонок в дисциплине «гонки флота». Исключение составляют килевые яхты-тройки, где медаль разыгрывается в дисциплине «женский матч-рейс». По результатам первого этапа (за выбросом худшей гонки) в каждом классе отбирается десять лучших экипажей, которые участвуют в финальной- медальной гонке. Победители и призеры Олимпиады определяются непосредственно на финише такой медальной гонки.

Соревнования проводятся на новых олимпийских дистанциях с длительностью от 30 до 75 минут. Продолжительность медальных гонок от 20 до 30 минут. Стандартные гонки состоят из лавировки против ветра и полных курсов (по ветру). Финиши медальных гонок максимально приближены к зрительским трибунам.