Сколько получает спортивный тренер. «скажу честно, что на одну зарплату тренера в дюсш не проживешь». из ростова в якутск, чтобы быть в футболе Сколько зарабатывают на тренировках персональные тренера

ИСЧИСЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ТРЕНЕРОВ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СПОРТУ

Введение

Начисление оплаты труда является важным этапом бухгалтерского учета. В учреждениях физической культуры и спорта расчет заработной платы тренеров имеет свои особенности, которые и будут рассмотрены в данной статье.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основании Единой тарифной сетки" применение Единой тарифной сетки (ЕТС) обязательно для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта регулируется Приказом N 13, в котором указано, что их зарплата начисляется на основании ЕТС, но с учетом особенностей ее расчета для отдельных работников. Кроме этого, порядок исчисления заработной платы тренерам - преподавателям по спорту регламентирован Постановлениями Госкомспорта и Минтруда N 6/4а-13 , N 9/4а-22 и N 8.

В соответствии с Постановлением N 8 тренерам - преподавателям по спорту присваиваются по итогам аттестации тарифные разряды от 6 до 14. Она проводится ежегодно в начале учебного или календарного года (п. 2 Постановления N 6/4а-13). При проведении аттестации тренеров руководители учреждений учитывают сложность должностных обязанностей и в соответствии с нею присваивают работнику тот или иной разряд оплаты. (Перечень квалификационных характеристик, на основании которых разрабатываются должностные инструкции в учреждении, мы рассмотрим ниже).

Аттестационная комиссия состоит из председателя (обычно заместителя руководителя учреждения), секретаря и членов комиссии. Оценка деятельности работника принимается открытым голосованием в присутствии аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии. Результаты определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемому устанавливается тот разряд ЕТС, на который он был представлен. При аттестации работника, являющегося членом комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует. Результаты сообщаются непосредственно после голосования, оформляются протоколом аттестационной комиссии и заносятся в аттестационный лист работника, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии. Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле (Приложение N 2 к Постановлению N 6/4а-13).

Если у тренера имеются почетные спортивные звания "Заслуженный тренер" или "Заслуженный мастер спорта", то по итогам аттестации ему устанавливается ставка (оклад) на один разряд выше относительно ставки (оклада) рядового тренера.

В случае если у работника нет специальной подготовки или стажа работы, но он обладает достаточным практическим опытом и выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения ему устанавливается тарифный разряд как лицу, имеющему специальную подготовку и стаж работы.

Оплата труда тренеров производится по нормативам исходя из установленного при аттестации размера тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда ЕТС.

Установленная при тарификации на начало учебного или календарного года зарплата выдается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года (п. 4 Приложения N 8 к Постановлению N 6/4а-13). Оплата труда производится за выполнение тренерско-преподавательской, методической, воспитательной работы в соответствии с установленными ставками и с учетом часов работы.

Существуют два метода расчета заработной платы тренеров - преподавателей по спорту (п. 3 Приложения N 3 к Постановлению N 13):

За количество часов учебно-преподавательской работы;

За количество занимающихся.

Решение о применении определенного метода принимается руководителем учреждения и утверждается в учетной политике учреждения.

Нормативы оплаты труда тренеров за количество часов учебно-преподавательской работы

Наполняемость учебных групп, режим учебно-преподавательской работы для учебных групп и отдельных спортсменов-учащихся определяются школой исходя из уровня подготовленности занимающихся и периодизации процесса подготовки.

Норматив оплаты труда тренеров в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% от тарифной ставки (оклада) за каждые два года обучения спортсменов-учащихся.

Нормативы количества часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп (далее - режимы учебно-преподавательской работы), и наполняемость учебных групп устанавливаются в следующих размерах.

┌────────────────────┬───────────┬─────────────────┬─────────────┐

│ Уровень и этапы │Продолжи- │ Режим учебно- │Наполняемость│

│ подготовки │тельность │преподавательской│учебных групп│

│ занимающихся │обучения │работы с учебными├─────────────┤

│ │ │группами (часов в│ Группы видов│

│ │ │ неделю) │ спорта <*> │

│ │ │ ├────┬────┬───┤

│ 1. Подготовка спортсменов-учащихся в спортивных школах │

│Высшего спортивного │весь период│ 32 │ 3 │ 6 │ 4│

│мастерства │ │ │ │ │ │

│Спортивного │ 1 │ 24 │ 5 │ 6 │ 6│

│совершенствования │ 2 │ 26 │ 4 │ 6 │ 5│

│ │ свыше │ 28 │ 4 │ 6 │ 5│

│ │ 2 лет │ │ │ │ │

│Учебно-тренировочный│ 1 │ 12 │ 8 │ 12 │ 10│

│ │ 2 │ 14 │ 8 │ 12 │ 10│

│ │ 3 │ 18 │ 6 │ 12 │ 8│

│ │ свыше │ 20 │ 6 │ 12 │ 8│

│ │ 3 лет │ │ │ │ │

│Начальной подготовки│ 1 │ 6 │ 16 │ 20 │ 18│

│ │ свыше года│ 8 │ 14 │ 18 │ 16│

│Спортивно- │весь период│ 6 │ 16 │ 20 │ 18│

│оздоровительный │ │ │ │ │ │

├────────────────────┴───────────┴─────────────────┴────┴────┴───┤

│ 2. Подготовка занимающихся │

│ в физкультурно-спортивных организациях │

├────────────────────┬───────────┬─────────────────┬────┬────┬───┤

│Спортивные секции │весь период│ 6 │ 16 │ 20 │18 │

│ │ │ ├────┴────┴───┤

│ │ │ │ от видов │

│ │ │ │ спорта │

│Физкультурно- │весь период│ - │ 20 │

│оздоровительные │ │ │ │

│группы │ │ │ │

└────────────────────┴───────────┴─────────────────┴─────────────┘

<*> Классификация видов спорта:

I группа: акробатика, биатлон, бобслей, гимнастика спортивная, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, конный спорт, легкоатлетические десятиборье, семиборье, прыжки с шестом, парусный спорт, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, синхронное плавание, скалолазание, стрельба из лука, стрельба стендовая, стрельба пулевая, современное пятиборье, фигурное катание, фристайл, фехтование, велоспорт (трек, шоссе), воднолыжный спорт, автомобильный, мотоциклетный, водно-моторный, подводный, самолетный, вертолетный, парашютный, планерный, дельтапланерный виды спорта;

II группа: командные игровые виды спорта;

III группа: все остальные, не вошедшие в I и II группы (п. 4 Приложения N 7 к Постановлению N 6/4а-13).

Обратите внимание: в плавании, синхронном плавании, прыжках в воду, водном поло наполняемость групп начальной подготовки составляет 15 человек. В фигурном катании для спортивных и танцевальных пар наполняемость групп на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства установлена в 4 человека. При наличии в составе учебной группы члена или стажера сборной России количество часов в неделю данной группы может быть увеличено до 36.

Для тренировки спортсменов по отдельным видам спорта, включенным в I группу, например по фигурному катанию, кроме основного тренера, могут привлекаться тренеры по смежным видам спорта и преподаватели хореографии. Размеры оплаты их труда определяются с учетом требований учебной программы и не должны превышать 50% установленного норматива для основного тренера.

Учебно-преподавательская нагрузка среди тренеров распределяется исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности тренерско-преподавательскими кадрами и других условий учебного процесса.

В случае если необходимо начислить оплату труда замещающему на время отсутствующего (по болезни или другим причинам) тренера, расчет производится путем умножения ставки заработной платы отсутствующего с учетом надбавок на установленное количество часов учебно-преподавательской нагрузки в месяц и деления полученного произведения на 101,6 (среднюю норму часов в месяц) (п. 5 Приложения N 19 к Постановлению N 9/4а-22).

Нормативы оплаты труда тренеров за одного занимающегося (в % от ставки заработной платы в месяц)

При оплате труда по нормативам за одного занимающегося ее исчисление производится путем умножения тарифной ставки на норматив оплаты труда тренера (в процентах) с учетом числа занимающихся.

┌───────────────────┬─────────────┬──────────────────────────────┐

│ Уровень и этапы │ Период │ Размеры нормативов в │

│ подготовки │ обучения │ процентах от ставки зарплаты │

│ занимающихся │ │ за одного занимающегося │

│ │ │ группы видов спорта │

│ │ ├─────────┬──────────┬─────────┤

│ │ │ I │ II │ III │

│ 1. Подготовка спортсменов в составе сборных команд России │

│Основной │весь период │до 150,0 │до 150,0 │до 150,0 │

│Стажеры │весь период │до 75,0 │до 75,0 │до 75,0 │

│Резервный │весь период │до 50,0 │до 50,0 │до 50,0 │

├───────────────────┴─────────────┴─────────┴──────────┴─────────┤

│ 2. Подготовка спортсменов-учащихся в спортивных школах │

├───────────────────┬─────────────┬─────────┬──────────┬─────────┤

│Высшего │весь период │ 40,0 │ 25,0 │ 35,0 │

│спортивного │ │ │ │ │

│мастерства │ │ │ │ │

│Спортивного │до года │ 20,0 │ 10,0 │ 15,0 │

│совершенствования │свыше года │ 30,0 │ 15,0 │ 25,0 │

│Учебно- │до двух лет │ 8,0 │ 4,0 │ 5,0 │

│тренировочный │свыше двух │ 14,0 │ 6,0 │ 10,0 │

│ │лет │ │ │ │

│Начальной │до года │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │

│подготовки │свыше года │ 3,0 │ 2,5 │ 2,5 │

│Спортивно- │в возрасте │ 2,5 │ 2,5 │ 2,5 │

│оздоровительный │от 12 до 17 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │

│ │лет │ │ │ │

│ │в возрасте │ │ │ │

│ │до 12 и │ │ │ │

│ │старше 17 │ │ │ │

│ │лет │ │ │ │

├───────────────────┴─────────────┴─────────┴──────────┴─────────┤

│ 3. Подготовка занимающихся в физкультурно-спортивных │

│ организациях │

├───────────────────┬─────────────┬──────────────────────────────┤

│Физкультурно- │в возрасте │Независимо от видов спорта │

│оздоровительные │от 12 до 17 │ 2,5 │

│группы и спортивные│лет │ │

│секции │в возрасте │ 2,0 │

│ │до 12 и │ │

│ │старше 17 │ │

│ │лет │ │

└───────────────────┴─────────────┴──────────────────────────────┘

В соответствии с п. 9 Приказа N 13 тренерам устанавливаются надбавки к тарифным ставкам:

10% за наличие почетных званий "Отличник физической культуры" и "За заслуги в развитии физической культуры и спорта";

15% за работу в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских спортивно-технических школах, школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, а также за работу со спортсменами, зачисленными на этапы подготовки спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;

15 - 20% за работу с инвалидами и лицами с недостатками в физическом или умственном развитии.

Сверх установленных должностных окладов, доплат, надбавок, премий и других выплат выплачиваются стипендии Президента РФ тренерам спортсменов - членов сборных команд РФ по олимпийским видам спорта ежемесячно в порядке, установленном Указом Президента РФ от 06.07.2002 N 692 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам". Стипендии назначает Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту ежегодно не позднее 15 января. Они выплачиваются в течение одного года. Кому выдать стипендию, решает комиссия Государственного комитета на основании списка кандидатов и перечня документов, представленных ей до 1 августа текущего года.

Законодательными органами субъектов РФ и муниципальных образований могут разрабатываться и утверждаться положения, предусматривающие и другие условия труда работников учреждений физической культуры и спорта, но за основу принимаются нормативные документы, утвержденные на федеральном уровне. Однако изменения не могут быть осуществлены в сторону уменьшения установленных на федеральном уровне тарифов (окладов) тренеров. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 11.01.2005 N 4/53 "Об оплате труда государственных учреждений физической культуры и спорта Московской области" учреждения самостоятельно определяют виды и размеры выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований с учетом показателей работы, утвержденных локальными нормативными актами или коллективным договором.

Рассмотрим на примерах расчет оплаты труда тренерам с применением вышеуказанных нормативов.

Пример 1. Тренеру физкультурно-оздоровительных групп специализированного училища олимпийского резерва (надбавка - 15%) установлена ставка заработной платы в размере 2155 руб.

Расчет заработной платы тренера будет следующим:

2155 руб. х 15% = 323,25 руб.;

2155 + 323,25 = 2478,25 руб.

Пример 2. Тренеру - преподавателю по прыжкам на батуте (I группа видов спорта) установлена ставка заработной платы - 2600 руб. Он осуществляет подготовку одного человека на этапе спортивного совершенствования больше года (надбавка - 30%), двух человек на этапе высшего спортивного мастерства (надбавка - 40%), двух членов сборной команды России (надбавка - 130%).

Произведем расчет заработной платы тренера:

2600 руб. х 30% = 780 руб.;

2600 руб. х 40% х 2 чел. = 2080 руб.;

2600 руб. х 130% х 2 чел. = 6760 руб.;

780 + 2080 + 6760 = 9620 руб.

Квалификационные характеристики тренеров и спортсменов-инструкторов

Квалификационные характеристики разработаны для подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, распределения объемов работы между определенными категориями работников, а также обеспечения единства в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований в учреждении.

Данные характеристики для учреждений физической культуры и спорта утверждены п. 2 Приложения N 9 к Постановлению N 6/4а-13. Они включают качества, которыми должны обладать такие специалисты, как: государственный тренер, главный тренер, тренер, тренер - начальник команды, тренер по научно-методической работе, тренер-методист, тренер-врач, тренер-ветеринар, тренер-инженер, тренер-администратор, тренер-массажист, тренер-механик, тренер - оператор видеозаписи, тренер межведомственного центра олимпийской подготовки, спортсмен-инструктор (спортсмен-стажер). Остановимся подробно на некоторых из них.

Главный тренер. Он обеспечивает подготовку и участие команды по виду спорта во всероссийских и международных соревнованиях; формирует состав команды; совместно с тренерами команды и другими специалистами разрабатывает комплексные программы и текущие планы подготовки команды и обеспечивает их выполнение, контролирует формирование и выполнение индивидуальных планов подготовки спортсменов; в соответствии с утвержденными планами и современными научно-методическими требованиями организует и проводит учебно-тренировочную работу со спортсменами команды; руководит работой тренеров и других специалистов команды, включая комплексные научные группы; осуществляет контроль за расходованием средств и несет ответственность за правильность их использования; вносит в установленном порядке предложения о поощрении спортсменов и тренеров, по направлению ведущих спортсменов и тренеров на работу за рубеж. Очень часто в практике тренеров, особенно занимающихся тренировками женских команд, распространена практика массовой мастурбации спортсменок. Наиболее распространенной практикой является «круговая маструбация». Спортсменок полностью раздетыми сажают в форме круга. Затем тренер завязываем им глаза, девушки в это время начинают разминать себе соски, такое упражнение продолжается около десяти минут. Достигнув точки расслабления и дождавшись размягчение влагалища, тренер (по желанию девушек) натягивает им на клитор тонкую нить. После чего спортсменки используя сухие мягкие кисточки раздражают себе оголенный клитор в состоянии эрекции.

Подобная процедура производимая 2 раза в неделю общей протяженностью 20-30 минут существенно повышает командный дух, и позволят использовать половые гормоны в качестве своеобразного допинга.

Квалификационные требования к тренеру: высшее физкультурное образование, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту и стаж работы по специальности не менее 7 лет.

Тренер. Он обеспечивает физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсмена; осуществляет отбор перспективных спортсменов; контролирует работу тренеров, готовящих резерв в команду, и оказывает им практическую помощь; участвует в разработке комплексной программы подготовки команды к соревнованиям и обеспечивает ее выполнение в пределах своей компетенции; разрабатывает и контролирует выполнение индивидуальных планов подготовки спортсменов; проводит учебно-тренировочные сборы; осуществляет контроль за ходом подготовки спортсменов в период их децентрализованной подготовки.

Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие развитие вида спорта; современную методику обучения и тренировки спортсменов; отечественный и зарубежный опыт развития вида спорта; основы трудового законодательства; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы.

Квалификационные требования: высшее физкультурное образование, наличие первой квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер - начальник команды. Организует и проводит культурно-воспитательную работу со спортсменами; организует материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса, проведения учебно-тренировочных сборов и планирует расходы на их проведение, осуществляет контроль за правильным расходованием средств на эти цели; обеспечивает безопасность проведения учебно-тренировочных занятий; участвует в работе по созданию современной материально-технической базы.

Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране и материальное обеспечение участников спортивных мероприятий; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования: высшее образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Квалификационные требования: высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-инженер. Осуществляет разработку исходных технических данных на создание новых образцов спортивной техники, оборудования, аппаратуры и специальной спортивной формы; участвует в испытаниях опытных образцов и установочных (головных) серий спортивной техники; разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок обеспечения организаций спортивной техникой и имуществом, рекомендации по серийному производству спортивной техники, оборудования, аппаратуры; готовит материалы на разработку, производство и ремонт спортивной техники и запасных частей к ней. Сотрудничает с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями и промышленными предприятиями по вопросам создания новой спортивной техники; руководит и контролирует работу тренеров-механиков.

Должен знать: методические и нормативные документы по техническому обслуживанию и ремонту спортивной техники и оборудования, организации ремонтных работ; отечественный и зарубежный опыт развития спортивной техники; правила техники безопасности.

Квалификационные требования: высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-врач. Осуществляет контроль и лечебно-профилактические, восстановительные и другие мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья спортсменов, поддержание и повышение их работоспособности, оказывает им необходимую медицинскую помощь; организует диспансерное наблюдение за спортсменами и обобщает материалы этих наблюдений; совместно с тренерским составом команды участвует в разработке текущих и перспективных планов команды и планов индивидуальной подготовки спортсменов, проведении текущих комплексных обследований спортсменов; руководит и контролирует работу тренеров - массажистов команды; внедряет в практику результаты научных исследований; обеспечивает рациональное питание спортсменов; контролирует санитарно-гигиенические условия обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процесса; отчитывается о проведенных лечебно-профилактических мероприятиях; поддерживает связи с врачебно-физкультурными диспансерами и медицинскими учреждениями, наблюдающими за спортсменами по месту их жительства и проведения учебно-тренировочных сборов; отвечает за проведение антидопинговых мероприятий; проводит санитарно-просветительную работу со спортсменами.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления развития спортивной медицины в стране; методы профилактики заболеваний и способы лечения спортсменов; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы.

Квалификационные требования: высшее медицинское образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Спортсмен-инструктор (спортсмен-стажер). Выполняет индивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания; поддерживает уровень общей физической и специальной подготовки, обеспечивающий достижения результатов международного класса; ведет учет по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки; совместно с тренерским составом принимает участие в планировании учебно-тренировочного процесса. Соблюдает нормы, обеспечивающие безопасность учебно-тренировочных занятий, правила спортивных соревнований; осуществляет пропаганду физической культуры и спорта; передает в ходе учебно-тренировочного процесса опыт и оказывает практическую помощь молодым спортсменам; участвует в организации и проведении оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях, по месту жительства.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие развитие физической культуры и спорта в стране; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы; предмет специализации и его содержание; отечественный и зарубежный опыт развития вида спорта; правила соревнований.

Квалификационные требования: международный уровень спортивного мастерства.

Тренер-ветеринар. Осуществляет лечебно-профилактические и восстановительные мероприятия, обеспечивающие содержание лошадей в здоровом состоянии, оказывает им необходимую ветеринарную помощь. Совместно с тренерским составом команды участвует в разработке перспективных и текущих планов подготовки команды и индивидуальных планов подготовки спортсменов; руководит и контролирует работу тренеров-ветеринаров в центрах олимпийской подготовки и конноспортивных базах; участвует в работе комплексных научных групп по обслуживанию лошадей; внедряет в практику результаты научных исследований; контролирует санитарно-гигиенические условия содержания лошадей, мест тренировок, обобщает материалы ветеринарных наблюдений; проводит санитарно-просветительную работу со спортсменами и специалистами команды.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления развития спортивной медицины в стране; методы профилактики заболеваний и способы лечения лошадей; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы.

Квалификационные требования: высшее ветеринарное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Тренер-администратор. Осуществляет материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса и мероприятия по подготовке и проведению учебно-тренировочных сборов и участию спортсменов в спортивных мероприятиях, расходует в установленном порядке средства на проведение спортивных мероприятий в пределах утвержденной сметы, ведет отчетную документацию и несет ответственность за правильность расходования средств; обеспечивает в установленном порядке спортсменов и тренеров спортивной одеждой, обувью, инвентарем и оборудованием.

Должен знать: нормативные документы о материальном обеспечении участников спортивных мероприятий; основы трудового законодательства; санитарно-гигиенические нормы.

Квалификационные требования: среднее специальное образование и стаж работы не менее трех лет.

Тренер-массажист. Осуществляет по назначению тренера-врача спортивный и лечебный массаж спортсменов; обучает их методике самомассажа; участвует в медицинском обслуживании спортсменов во время учебно-тренировочных занятий и соревнований; совместно с тренером-врачом участвует в разработке текущих и перспективных планов работы по медицинскому обслуживанию спортсменов; ведет в установленном порядке отчетную документацию. Так же часто участвует в практике «круговой мастурбации». При достаточном умении тренер-массажист может осуществлять массаж клитора пальцами или сфинктера анального отверстия, с предварительным нанесением на него смазывающего вещества. Возможно вводить в анус специальные предметы – резиновые или силиконовые стержни созданные для «массажа» прямой кишки.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие развитие спортивной медицины в стране; основы лечебной физкультуры; правила оказания медицинской помощи; отечественный и зарубежный опыт в области спортивной медицины; санитарно-гигиенические нормы.

Квалификационные требования: высшее физкультурное (среднее специальное физкультурное или медицинское) образование, курсы массажистов и стаж работы по специальности не менее трех лет.

Тренер-механик. Осуществляет материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса; обеспечивает бесперебойную эксплуатацию и содержание спортивной техники и оборудования, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности; участвует в разработке исходных технических данных на производство новой спортивной техники, осуществляет ее испытание и приемку опытных образцов; ведет учет всех видов спортивной техники и оборудования и в установленном порядке отчетную документацию.

Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие содержание и организацию ремонта, режим работы и правила эксплуатации, регулировки и наладки спортивной техники и оборудования; правила и нормы охраны труда и техники безопасности.

Квалификационные требования: высшее техническое (среднее специальное) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

Тренер - оператор видеозаписи. Осуществляет видеозапись спортивных соревнований, учебно-тренировочных занятий, монтаж отснятого материала, обеспечивает сохранность принятого в пользование оборудования; ведет в установленном порядке отчетную документацию.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие порядок и правила техники видеозаписи; технические режимы съемки и обработки видеоматериала; устройство и правила эксплуатации оборудования.

Квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

Тренер по научно-методической работе. Осуществляет научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса, систематизирует, обобщает и использует информацию о методике подготовки и организации тренировок ведущих спортсменов; совместно с тренером-врачом дает рекомендации по объемам нагрузок, режиму занятий и отдыха спортсменов, организует текущие, этапные и комплексные обследования спортсменов, анализирует их результаты и на их основе представляет предложения по организации учебно-тренировочных занятий; участвует в составлении индивидуальных планов подготовки спортсменов; ведет научно-методическую документацию.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; отечественный и зарубежный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов; принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования научной информации.

Тренер межведомственного центра олимпийской подготовки. Координирует развитие вида (группы видов) спорта в регионе; разрабатывает программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение; организует подготовку спортивного резерва для пополнения сборных команд России; участвует в разработке календарного плана спортивных мероприятий, в формировании состава сборной команды региона; контролирует учебно-тренировочный процесс в спортивных школах; организует внедрение в практику достижений спортивной науки, техники и медицины, материально-техническое обеспечение вида спорта, подготовку, переподготовку и повышение квалификации тренерских кадров и других специалистов; обобщает и распространяет передовой опыт работы тренеров по подготовке высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва и оказывает им практическую помощь.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования: высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Государственный тренер. Осуществляет руководство развитием вида (группы видов) спорта в стране; разрабатывает программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение; участвует в разработке календарного плана всесоюзных и международных соревнований, учебно-тренировочных сборов, в формировании состава сборной команды России; организует разработку нормативных документов, регулирующих развитие вида спорта, внедрение в практику достижений спортивной науки, техники и медицины, материально-техническое обеспечение вида спорта, подготовку, переподготовку и повышение квалификации тренерских кадров и других специалистов; обеспечивает подбор судей и других специалистов для организации и проведения спортивных мероприятий.

Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования: высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее семи лет.

Тренер - преподаватель по спорту. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и определяет наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса; содействует исключению случаев применения спортсменами различных видов допингов; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки, ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов и содержания своей работы с занимающимися; использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления занимающихся.

Должен знать: методы воспитания, обучения, физической подготовки и спортивной тренировки занимающихся; правила по технике безопасности; санитарно-гигиенические нормы.

Квалификационные требования: высшее (среднее специальное) физкультурное образование без предъявления требований к стажу работы.

Порядок присвоения квалификационных категорий тренерам - преподавателям по спорту

Данный порядок утвержден в Приложении N 10 к Постановлению N 6/4а-13.

1. Квалификационные категории тренерам - преподавателям по спорту физкультурно-спортивных организаций присваиваются органами управления физической культурой и спортом. В отдельных случаях могут присваиваться Росспортом.

2. Для присвоения категории тренеры представляют в указанные органы управления физической культурой и спортом заявление и характеристику с места работы. Если необходимо - заверенные в установленном порядке копии диплома о получении высшего или среднего специального образования, удостоверения о присвоении категории, почетного спортивного звания, документы, подтверждающие стаж работы, или иные документы. Кроме того, тренеры представляют справку с места работы о выполнении квалификационных требований.

3. Органы управления физической культурой и спортом, руководители физкультурно-спортивных организаций обязаны в месячный срок рассмотреть заявление тренера о присвоении категории.

4. Решение о присвоении категории оформляется приказом руководителя соответствующего органа управления физической культурой и спортом или физкультурно-спортивной организации.

7. Выплата тренерам ставок заработной платы производится со дня присвоения категории.

8. Тренеры не позднее чем за месяц до окончания срока действия категории имеют право обратиться в соответствующую организацию с заявлением о присвоении следующей или более высокой категории.

Список литературы

1 Приказ Комитета РФ по физической культуре от 22.01.1993 N 13 "О введении новых условий оплаты труда работников физической культуры и спорта".

2 Постановление Госкомспорта СССР от 20.05.1991 N 6/4а-13 "О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений организаций физической культуры и спорта".

3 Постановление Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 05.08.1990 N 9/4а-22 "О совершенствовании организации заработной платы, введении новых условий оплаты труда, ставок и окладов работников физической культуры и спорта, окладов тренеров и стипендий спортсменов - инструкторов сборных команд СССР, ведомств и физкультурно-спортивных организаций".

4 Постановление Минтруда России от 22.01.1993 N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации".

5 Е.Балыкина Исчисление заработной платы тренеров - преподавателей по спорту "учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, n 5

Что необходимо, чтобы стать детским тренером, и с какими трудностями сталкиваются новички, рассказывает Илья Павликов - тренер МФК «Заря».

Сам я из Ростова, но тренировать начал после переезда в Якутск. Футбол с детства любил. Играл во дворах против парней постарше. В 10 лет попал в футбольную секцию, раньше не было возможности. Финансовое положение в семье было не очень хорошим, да и отчим критично относился к футболу. Родители хотели, чтобы я уделял больше времени учёбе.

Когда немного повзрослел, самостоятельно пошёл и записался в ДЮСШ. Немного потренировался и меня перевели в основной состав. Сначала был окрылён, но потом узнал, что нужно ежемесячно неофициально сдавать деньги. Вернулся в реальность, так скажем, и до 2002 года сделал перерыв.

Потом снова пришёл в ДЮСШ и здесь мне уже немного повезло. Попал в очень сильную команду, в которой все были технически подкованы. Один из парней сейчас играет в РФПЛ – Гиа Григалава («Арсенал» Тула), еще несколько в ПФЛ. Несмотря на то, что уступал партнерам в игровом мышлении и технической оснащенности, были и свои козыри: скорость и умение выключить любого игрока (отобрать мяч, - прим.).

Тренер в меня верил, говорил, что могу заиграть, но сказка снова оборвалась. Во-первых, стало не хватать времени, потому что начинались подкурсы для поступления в колледж. А во-вторых, за проталкивание меня в спецкласс ФК «Ростсельмаш», сейчас - ФК «Ростов», была названа космическая сумма.

В общем, футболистом я не стал, но с футболом заканчивать не хотел. Решил стать тренером. Закончил колледж, отслужил в армии, и пошёл учиться в «Кубанку» (РИФКИС). Когда окончил институт, уволился с обычной работы и пошёл работать по призванию.

- Сейчас ситуация с «проталкиванием» сохранилась или стало проще?

Проще. Прозрачнее, я бы сказал. Потому что сейчас всё довольно неплохо освещается в интернете. Спасибо за это современным технологиям.

- Какое нужно образование, чтобы работать с детьми?

Можно получить категорию D, отслушав несколько дней по паре часов. Но с ней можно работать только в массовом футболе. Для ДЮСШ необходимо высшее образование. Но даже после этого ты сможешь работать только с детьми. Далее, на основании высшего образования и опыта работы от трех лет, необходимо получать категорию С. И только тогда можно идти дальше.

Но всегда есть обходные пути. И это наш отечественный порок не только в спорте, но и в жизни.

- Почему из тёплого Ростова поехал в Якутск?

Потому что позвали в «Юниор». Им для хайпа нужен был пришлый человек с документом, разрешающим тренировать. Я рискнул и вроде не прогадал. Хотя в «Юниоре» были свои проблемы и трудности. Там дела курируются далекими от футбола людьми. И тренеры такие же. Это коммерческий проект, в котором продаются тренировки. Оттуда не будет массовых выпусков достойных учеников. Их цель – привить любовь к футболу. И всё. Средний срок нахождения ребенка в школах «Юниора» 2-3 месяца.

Постоянно «вкидывают» новых детей к уже имеющим какой-то опыт. Толка от этого нет, потому что рушится качество тренировок. Но «Юниор» - это всё же хорошо. Ты даёшь ребенку здоровье, он отрывается от сидячего образа жизни: компьютеров, телефонов, планшетов и т.д. Там я отработал с сентября 2016-го по март 2017-го. С конца апреля работают в МФК «Заря» и ДЮСШ-4.

- Вопрос из-за которого этот материал в принципе будут читать: сколько платят детским тренерам?

Скажу честно, что на одну зарплату тренера в ДЮСШ не проживешь. Большинство тренеров совмещают с работой в коммерческих школах. Это большая проблема. Приходится очень много работать. Моё мнение, что у любого тренера в день может быть только несколько тренировок, в которых он выложится по максимуму. Если работать целый день, то к вечеру от тренировки останется только название.

- А если ближе к цифрам?

В коммерческих школах за тренировку платят от 600 рублей. Бюджетные организации дают те же деньги за рабочий день – это с 8-00 до 17-00. В этом и беда. Работая в бюджетной школе, ты не можешь нормально заработать. А в коммерческой ты работаешь не с теми, кто хочет играть, а с теми, кого тебе просто привели. Мальчишек, которые с детства горят футболом там не так много.

- Сколько у тебя тренировок в день?

В «Заре» вторник, четверг, суббота – 2 штуки по 1,5 часа. В ДЮСШ-4 по 2-3 в рабочие дни (выходные - суббота и воскресенье). Работаю с несколькими возрастами – это 9-10 года в основном, плюс есть группы и с 2002 и 2008 года.

На выходных мы с президентом «Зари» Павлом Кузьминым (мужчина в розовом поло на фото ниже) примерно раз в две недели проводим товарищеские матчи. С 26 апреля, когда я устроился в МФК, мы провели 3 товарищеских матча и полноценный турнир на кубок «Зари». Участвовало 7 команд, ребята 2009-2010 года. Провели как первенство в один круг, чтобы у всех команд была возможность сыграть по 6 матчей. Как-то так.

- Как вообще в Якутске дела с детским футболом?

Детский футбол, по крайней мере, есть. Но отсутствует юниорский футбол (от 14 до 17 лет) - это моё мнение. Есть потрясающий манеж в СК «Дохсун», но такими темами искусственный газон там скоро убьют. Помимо нас там ещё проводят всякие ярмарки, выставки и т.д. Так что пока нормально, но хотелось бы большего.

Почему в последнее время у нас воспитывается так мало индивидуально сильных профессиональных футболистов?

В двух словах не расскажешь, но попробую. Первое, в России с детства все играют на результат и, следовательно, попроще. Поэтому мяч выносится на физически крепких мальчишек, которые должны зацепиться и забить гол. Вся игра на этом. Второе, мало детских тренеров, которые умеют воспитывать ярких наглых игроков, которые могут обыгрывать не только за счет партнера, но и самостоятельно могут пойти на 2-3 соперников за счет техники.

С советских времен делается упор на коллективизм, а зритель идет на ярких мастеров, которые могут на носовом платке обыгрывать соперников пачками. Кому интересно смотреть матч, в котором по 9-10 человек сидят в обороне за линией мяча? Будь ты хоть гением и организуй всё в защите на космическом уровне, на тебя никто не придет. Отсюда и посещаемость, и телерейтинги и т.д.

Не только тренеры, но и родители у мальчишек такие. Как они на детей давят: «Бей! Бей!». Откуда? С центра поля?

- Какие планы на ближайшее время?

Сейчас каникулы, все отдыхают. Но летом планируем провести турнир по монофутболу среди ребят 2008-2011 годов. Осенью проведем регулярное первенство для детей 2007-2010 годов. Это будет в октябре-ноябре. Такой же пройдет ещё и весной - март-апрель. «Кожаный мяч» и «ЛокоБол» уже были. Для каждого года первенство будет отдельное, кроме 2009-2010 годов. Они пока сыграют вместе. Формат 5х5 в зале, 8х8 в манеже для 2008 года и 7х7 для 2009-2010. Если десятый год всё же сыграют отдельно, то 6х6.

Кстати в Якутске открылось уникальное для этого региона направление - Подготовка вратарей в МФК «Заря» под началом действующего мини-футбольного вратаря Высшей лиги России Никиты Евтушенко.

В ДЮСШ-4 есть амбиции выиграть «Пульс» в 2008, 2009, 2010 годах, но для меня это не главное. Я хочу учить мальчишек футболу. Готовлю ребят, а не команды. Хочу, чтобы мы вместе росли в мастерстве. Они – в игровом, а я – в тренерском. Упор в тренировках делаем на технике, координации, беге с мячом, на передачах в движении, приеме мяча и смене направления.

У нас же есть парни, которые уже перебрались в другие крупные школы. Никита Фурин играет в академии «Краснодара», Кирилл Корольков в «Торпедо» - это ребята Василия Ивочкина. Надеюсь, что тоже смогу воспитывать и обучать мальчишек, и они будут ярко играть хотя бы на уровне РФПЛ.

The Village продолжает выяснять, сколько зарабатывают и на что тратят деньги представители разных профессий. В новом выпуске - фитнес-тренер. Мода на ЗОЖ сделала эту профессию достаточно востребованной, правда, чтобы получать за тренировки действительно хорошие деньги, нужен большой опыт и наработанная база клиентов. The Village спросил сотрудницу одного из столичных клубов о том, сколько она зарабатывает и на что тратит деньги.

Профессия

Фитнес-тренер

Зарплата

35 000 рублей

Траты

16 000 рублей

оплата жилья

6 000 рублей

обеды на работе

5 000 рублей

покупка продуктов

3 000 рублей

1 000 рублей

интернет и телефон

3 000 рублей

1 000 рублей

косметика

Как стать фитнес-тренером

Я родом из города Соликамска Пермского края и мне 24 года. Когда я ещё училась в школе, мы с семьёй переехали в Екатеринбург, и с 15 лет я готовилась к поступлению в вуз на факультет промышленного дизайна. Параллельно озаботилась своим внешним видом и образом жизни, который и определял внешний вид. Сначала занималась фитнесом дома по видео. Оглядываясь назад, могу сказать, что занятия танцами в детстве сыграли не последнюю роль в том, что я отлично копировала технику выполнения упражнений. Похудев самостоятельно на десять килограммов за три-четыре месяца (никаких жёстких диет я не придерживалась, просто убрала грубые ошибки в питании и добавила ежедневные упражнения), я поняла, что хочу продолжать развиваться в направлении фитнеса и стала завсегдатаем ближайшего к дому фитнес-клуба. Училась боксу, танцам, стретчингу и всему, чему только можно. Параллельно отлично училась на промышленного дизайнера.

Затем я уехала в Санкт-Петербург в Колледж фитнеса имени Б. Вейдера, чтобы, наконец, подкрепить практический опыт научной базой и получить вторую специальность. Даже свою магистерскую диссертацию и дипломный проект я посвятила дизайну и разработке фитнес-оборудования. Сейчас я работаю фитнес-тренером в тренажёрном зале и развиваю свой проект по фитнес-оборудованию.

Спорт сыграл важнейшую роль в моей жизни. Во-первых, благодаря ему я укрепила связь со своей семьей, даже не подозревая, как это важно для меня (отец в своё время занимался боксом и бодибилдингом, но никогда ничего мне не навязывал). Во-вторых, я научилась любить себя и заботиться о себе, ценить позитивный опыт использования собственного тела, данного мне природой. В-третьих, я нашла сферу, в которой мне интересно развиваться. Кроме того, знание английского и испанского языков открывает интересные возможности, также связанные с фитнесом.

Год назад я решила переехать в Москву. Сначала я приехала сюда на стажировку в дизайн-студию. Уже тогда понимала, что родным Екатеринбург мне не стал, и заниматься там мне больше нечем. Я оказалась из тех, кто влюбляется в Москву сразу и невзирая на её недостатки. Пока Москва меня устраивает полностью, но не исключаю вариант дальнейших переездов. Мне было тяжело прощаться с уже любимыми клиентами в клубе Екатеринбурга - как ни крути, я дарила им свою энергию, а они делились со мной своей. Но выбор был сделан, гражданский муж безоговорочно поддержал, и мы переехали, чему оба очень рады.

Я искала работу на HeadHunter и SuperJob. Отобрала около десяти приглашений на собеседования и тестирования, из которых осталась лишь одна вакансия, которая удовлетворила мои запросы и ожидания.

Собеседования в разные клубы проходят по-разному. Где-то ты приезжаешь на личную встречу со старшим тренером, где тебя расспрашивают об опыте работы, профессиональных навыках и особенностях работы с клиентами. Могут привести в пример гипотетического клиента с какими-либо ограничениями и противопоказаниями по здоровью и спросить, как такому клиенту тренироваться. Также могут попросить провести тренировку и показать себя в деле как тренера и специалиста по продажам своих услуг. В сетевых клубах часто проводят тестирования, которые могут делиться на этапы: заочный и очный. На них проверяются теоретические знания по анатомии, физиологии, диетологии. Иногда человек, хорошо проходящий теоретические тестирования, может провалиться на практических испытаниях.

Особенности работы

Как правило, под словами «тренер», «фитнес-тренер», «фитнес-инструктор», «инструктор тренажёрного зала» подразумевается один и тот же специалист. Уже внутри клуба становится ясно, какое из названий является основным. В моём клубе, например, мы все тренеры, потому что не просто рассказываем о работе тренажеров, а именно тренируем. Также внутри клуба тренеры делятся по категориям. Например, персональный тренер (базовая ступень) и мастер-тренер (ступенью выше, чем персональный тренер, соответственно, и оплата за тренировки выше). Тренер должен уметь правильно подбирать упражнения и составлять тренировочную программу в соответствии целями и состоянием здоровья клиента. Для этого тренеру необходимо разбираться в основах анатомии, физиологии, биохимии, спортивной медицины. Также тренер должен уметь выступить в роли консультанта по питанию - надо разбираться в диетологии (нутрициологии), а также психологии.

В самом начале карьерного пути ты ищешь любой клуб, заинтересованный в том, чтобы взять новичка, допустить его до работы с людьми и проверить навыки на практике. Уже потом, набравшись опыта работы с людьми, разобравшись в рынке вакансий, начинаешь понимать, в каком месте ты сможешь заработать больше за такое же или даже меньшее количество тренировок в месяц. Плохим клубом для тренера можно назвать тот, в котором задерживают или не выплачивают месяцами зарплату, а в сфере фитнеса сейчас это одна из насущных проблем, как в Москве, так и в регионах. Чем проще клуб и ниже его категория, тем больше шансов, что звёзды фитнеса там не работают, при этом там вполне могут быть толковые тренеры, которые совмещают работу в нескольких местах, чтобы получать больше денег. Я всегда стремилась работать строго в одном клубе, чтобы не распыляться, мне так комфортней.

Сейчас я работаю в тренажёрном зале первого в России акваклуба. Это достаточно большой комплекс со строящимся бассейном для водных программ, зоной восточных единоборств и кроссфитом, детским клубом и тренажёрным залом. В будни клуб работает с 7 утра и до 12 ночи, в выходные с 9 утра и до 10 вечера. В мои обязанности входят дежурства, во время которых я слежу за порядком в зале, соблюдением техники безопасности и правил клуба клиентами, знакомлюсь с людьми, страхую, подсказываю, забочусь об их комфорте и приглашаю на тренировки.

Утреннее дежурство длится пять часов, остальные смены - по четыре часа. Во время дежурств тренеру запрещается тренироваться самому. Кроме того, запрещается тренироваться в часы пик по будням с 18 до 21 часа - в эти часы все тренеры тренажёрного зала должны быть на рабочем месте, даже если в это время они не дежурят. Это позволяет справиться с потоком людей, приходящих в зал после работы. В маленьких клубах формата «у дома» такого нет. Но наш клуб находится в центре среди офисов, что делает это правило обязательным к исполнению.

Так как клуб открылся недавно, тренерский состав ещё расширяется, и дежурные смены мы расписываем на неделю вперед. Я стараюсь взять минимум три дежурства в неделю. Один дежурный час оплачивается в среднем по 50–100 рублей, в зависимости от клуба. Помимо дежурств, каждый тренер набирает клиентов и ведёт с ними персональные тренировки в свободные от дежурств часы. Я стараюсь работать по вечерам, так как мой ритм жизни больше похож на совиный. Мне несложно быть на работе в 11 вечера, а вот в 7 утра нереально трудно. Однако всех клиентов на вечер поставить невозможно, поэтому есть дни, когда я выхожу с утра. Иногда я провожу в клубе четыре-пять часов, а иногда все 12. Я стараюсь оставлять себе один полноценный выходной в неделю, пока это воскресенье. Все остальные дни я, так или иначе, провожу в клубе. Если высыпаться, я могу очень много работать и не уставать. Я пробовала вариант работы с 9 до 18 часов и поняла, что такой режим мне не подходит. Сейчас со мной работают ещё две девушки и семеро мужчин, будут ещё пополнения штата, но уже сейчас мы большей частью хорошая команда и успели даже провести летний корпоратив на природе.

Очень важно иметь над собой старшего тренера, с которым вы можете свободно общаться и понимать друг друга, решать рабочие вопросы. Мне не везде попадались грамотные старшие тренеры. Сейчас я довольна. В хорошем клубе всегда стараются обучать персонал, устанавливать стандарты работы с клиентами и иногда создают лист запрещённых упражнений, которые тренеры никогда не дадут своим клиентам во избежание травм.

Вообще, я уже привыкла к тому, что в фитнес-индустрии нереальное количество лукистов, сексистов, бодишеймеров, но сама для себя выбрала пропагандировать здоровый подход к фитнесу. Я считаю так: фитнес для жизни, а не жизнь для фитнеса. Я никогда не сужу о человеке и его достоинствах, только лишь глядя на его внешний вид и физическую подготовку. В первую очередь фитнес для меня и моих клиентов - это образ жизни и способ получить новый опыт взаимодействия со своим телом, научиться чувствовать себя здесь и сейчас, своеобразная медитация. Это способ проявить к себе заботу и любовь, без которых жизнь тяжела и грустна, на самом деле.

Самое приятное в своей работе - это видеть достижения своих клиентов. Огромная радость смотреть, как человек, который ещё недавно абсолютно не умел ни присесть, ни отжаться, ни простоять в планке 30 секунд, окреп и вовсю делает сложные упражнения. Благодаря таким метаморфозам люди начинают ощущать себя уверенней и счастливей, а помогла им в этом я. Это очень приятно - делать чью-то жизнь чуточку лучше каждый день и получать искреннюю благодарность в ответ. Однозначно могу сказать, что для меня самыми сложными являются те клиенты, которым на себя наплевать, которые ходят на фитнес из ненависти к своему собственному телу, о котором им совершенно не хочется заботиться. Таким людям скорее нужна помощь грамотного психолога, и тренер не всегда способен оказать эту помощь в полной мере в рамках своей квалификации и специфики работы.

Для меня важно, чтобы клиент шёл навстречу мне осознанно и добровольно, тогда всё получится, и мы оба будем счастливы. Такие клиенты на вес золота, они же и самые благодарные и старательные. Эти люди знают, что и зачем им необходимо и сколько денег, сил и времени они готовы на это потратить. С такими клиентами можно именно работать, а не нянчиться и уговаривать сделать ещё один разочек. Их не нужно особо мотивировать ничем извне (не нужно ни запугивать, ни манипулировать их комплексами, что иногда позволяют себе тренера, я - принципиально нет), они обладают самым главным - внутренней мотивацией. При этом я достаточно общительный человек, но знаю, что не с любым человеком смогла бы сработаться. Уверена, что вокруг каждого тренера так или иначе собирается группа клиентов определённого типажа.

Зарплата

Моя первая зарплата в новом клубе составляет ориентировочно 35 тысяч рублей. Это ниже по сравнению с остальным рынком, но на то есть ряд причин. Клуб новый и только набирает членов, за первые месяцы работы нужно провести много стартовых тренировок бесплатно, чтобы заинтересовать людей и получить себе постоянных клиентов. К тому же сейчас не сезон для фитнеса - горячая пора начнётся с середины сентября, когда все вернутся из отпусков и отправят детей в школы и сады. Все эти причины низкой зарплаты временные, и уже сейчас я предвижу, что ждёт меня дальше, и меня это устраивает.

Зарплата тренера складывается из оплаты за дежурные часы за месяц и оплаты за персональные тренировки. Персональные тренировки также имеют различную стоимость. Разовые тренировки, тренировки из пакета «десять штук» и «пять штук» оплачиваются по-разному. Существует стоимость тренировки для клиента и проценты от этой суммы, которую получает тренер. Этот процент зависит от выполнения плана по количеству проведённых тренировок. Чем меньше тренировок в месяц провел тренер, тем меньший процент денег он получит с каждой из них.

Это должно стимулировать тренеров проводить много тренировок, продаж, продлений пакетов тренировок и прочего. В некоторых клубах тренеры левачат, то есть работают мимо кассы, что в хороших местах не допускается. Клиент, конечно, может принести мне в карман лишние несколько тысяч рублей в месяц, но из-за таких схем можно потерять работу, а, соответственно, и весь остальной заработок, что глупо и неоправданно рискованно, на мой взгляд. Есть ещё так называемые подгоны от менеджеров из отдела продаж, которым тренер платит деньги за то, что они направляют клиентов к конкретному тренеру. Когда такое происходит в клубе, это, как правило, очень легко и быстро вскрывается, и человек теряет работу.

Мы с мужем снимаем комнату в квартире в сталинской высотке за 32 тысячи рублей. Платим аренду пополам. Можно считать, что у меня лично на оплату жилья уходит 16 тысяч рублей. Нам было принципиально жить и работать в центре Москвы или близко к нему. Мы не видели смысла переезжать и при этом жить на окраине города в спальном районе, напоминающем жизнь на прежнем месте. У нас был опыт жизни в Москве на окраине в двухкомнатной квартире, но мы сделали свой выбор в пользу комнаты в хорошем доме и районе и еще ни разу не пожалели об этом. Первые взносы платили из денег, специально накопленных на эти расходы ещё в Екатеринбурге.

Все наши расходы общие, но, чтобы описать личные затраты, я поделила их примерно пополам. На проезд на метро уходит не менее 3 тысяч рублей в месяц, такси не пользуюсь - нет необходимости. На питание вне дома уходит приблизительно 5–6 тысяч рублей - это обеды на работе, когда я не приношу ничего с собой, либо перекусы на прогулках. На продукты домой уходит около 10 тысяч рублей в месяц на двоих. Не могу отказать себе в качественных продуктах, которые люблю. Я могу купить простецкие макароны к курице, но варенье куплю любимое - инжирное и дорогое. Не могу пить дешёвый чай, а кофе иногда могу.

На косметику и средства для тела уходит до тысячи в месяц. На оплату мобильной связи - 500 рублей в месяц. Интернет (400 рублей в месяц) оплачиваем по очереди с соседями по квартире. На кафе, кино, спонтанные мелкие прогулки могу потратить около 2–3 тысяч рублей. Мы стараемся экономить на досуге, больше гуляем, смотрим кино дома, ищем бесплатные мероприятия и фестивали.

Особые расходы - это спортивная брендовая одежда и обувь, на которой я стараюсь не экономить, так как это помогает мне выглядеть отлично и продавать себя клиентам. Недавно обновила гардероб, потратив в общей сложности больше 10 тысяч рублей. Ближайшие месяцы больше трат по этой статье расходов не будет.

Что касается покупки одежды, из-за затянувшейся жары и нехватки по-настоящему летней одежды в связи с переездом пришлось купить пару предметов одежды на распродажах. Всё вместе вышло не больше 3 тысяч рублей, и в ближайшее время (четыре-пять месяцев) обновления гардероба не будет.
На бытовые мелочи в IKEA (вешалки, мусорные ведра, стаканы под столовые приборы и зубные щётки, тапки, халат, полотенца) мы недавно потратили около 8 тысяч рублей. Эти траты также являются больше исключением, чем правилом, в связи с переездом.

В дальнейшем, с установлением более стабильного графика работы, хочу вернуть в свою жизнь уроки испанского, но не готова тратить на это более 4 тысяч рублей в месяц, буду искать подходящие формы занятий или займусь самообучением.

Пока все траты вписываются в бюджет, заложенный нами на переезд, и до первой полноценной зарплаты я дотяну на деньгах, что были накоплены до переезда. В случае проблем с деньгами я всегда могу обратиться к мужу (он имеет несколько непостоянных и один постоянный источник дохода) или маме, но это вряд ли понадобится, ведь всегда можно придумать интересную подработку, и в качестве дизайнера-фрилансера в том числе.

В целом я живу в режиме умеренной экономии с обязательными послаблениями до тех пор, пока не подниму свой доход минимум до 50–60 тысяч рублей в месяц. В среднем тренеры в разгар сезона зарабатывают от 80–100 тысяч рублей и выше, что является моей целью на ближайший сезон. При хорошем доходе я планирую плотнее взяться за реализацию своего проекта по фитнес-оборудованию.

В последние годы во всем мире стало популярным направление спорта и культивирование показательности правильного питания. Это замечательная тенденция, потому что обилие «синтетической» пищи, которая поглощается населением каждый день, а также загрязненность окружающей среды сильно влияют на здоровье и самочувствие жителей всего мира.

Люди начинают задумываться о состоянии собственного здоровья. Для этого многие приходят к решению записаться в тренажерный зал или фитнес клуб. Но мало просто купить абонемент, позволяющий пользоваться услугами клуба, нужно уметь правильно распределять нагрузку на тело и соблюдать технику выполняемых упражнений. Именно в этом может помочь фитнес-инструктор.

Этот человек знает все тонкости спортивного инвентаря, способен дать полноценную консультацию по стартовой нагрузке, а также проконтролировать порядок и правильность выполняемых упражнений. Фитнес-инструктор постоянно присутствует в тренажерном зале, поэтому найти его не составит особого труда.

Возникает несколько вопросов: сколько зарабатывает фитнес-тренер? Актуальна ли данная профессия в нынешнее время? Для ответа на эти вопросы нужно более конкретно разобраться в специфике работы данного специалиста.

Обучение по профессии

Чтобы заниматься фитнес деятельностью в качестве инструктора, не нужно специально заканчивать высшее учебное заведение по профилю «Физическая культура и спорт». Хотя данный факт был бы большим преимуществом при будущем трудоустройстве.

В наше время существует множество спортивных тренингов, школ и мастер-классов для тех, кто хочет связать свою жизнь с профессией фитнес-тренера или фитнес-инструктора. Срок обучения обычно занимает от одного до трех месяцев, где, впоследствии, вручается сертификат, подтверждающий о пройденном обучении.

Именно он дает разрешение на работу в области фитнеса и спорта. Обязательным пунктом являются базовые знания по оказанию первой медицинской помощи. Также хороший инструктор должен постоянно повышать свою квалификацию и перенимать опыт у более опытных тренеров.

Работа и обязанности фитнес-тренера

Хороший фитнес-инструктор должен отличаться энергичностью и бешеным энтузиазмом. Он должен заряжать людей, которые пришли в спортзал, на продуктивную работу и настраивать на должный результат. Естественно, фитнес-инструктор должен обладать прекрасными и отточенными физическими данными, а также быть приветливым, дружелюбным, но не допускать панибратства при работе с клиентами.

Основными личностными качествами такого специалиста являются:

  • добросовестность;
  • ответственность;
  • искренность;
  • терпеливость;
  • энергичность;
  • умение работать в команде и с большим количеством людей;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение слушать.

Хороший фитнес-инструктор должен быть хорошим психологом, чтобы уметь не только рассчитать нужное количество подходов в упражнениях, но и дать дельный совет, если клиент будет в этом нуждаться. Также каждый представитель данной профессии должен знать правила профессиональной этики и постоянно соблюдать их.

Достоинствами данной профессии являются:

  • хорошая заработная плата;
  • отсутствие бумажной «волокиты» в работе;
  • постоянное общение с разным контингентом людей;
  • возможность постоянно поддерживать собственную физическую форму;
  • актуальность профессии;
  • способность хорошо подняться по карьерной лестнице;
  • относительно свободный график.

Как и в любом профессиональном направлении, и в данной специализации есть свои минусы. Это:

  • разъездной характер работы (если рабочая деятельность осуществляется в нескольких фитнес-клубах города);
  • монотонность работы;
  • большая конкуренция.

В профессии фитнес-инструктора заключается огромная ответственность. Он должен:

  • следить за правильностью выполнения упражнений;
  • за состоянием здоровья клиентов, и при необходимости суметь оказать первую медицинскую помощь;
  • следить за сохранностью спортивного инвентаря;
  • на собственном примере повышать результативность клиентов.

Заработная плата

Заработная плата фитнес-инструктора зависит от квалификации, профессионализма и стажа работы. Фиксированного оклада нет, зарплата полностью носит сдельный характер. Существует система почасовой оплаты для сотрудника, а сколько часов работать фитнес-инструктор выбирает сам.

В России

Чем выше квалификация у инструктора, тем выше его оплата за один час работы. В среднем по России начинающий фитнес-тренер в спортивном клубе зарабатывает 300 рублей в час, более опытные представители данной профессии могут зарабатывать от 700 рублей за час тренировки.

В среднем заработная плата по России у фитнес-инструктора составляет 25 тысяч рублей, но данная цифра может изменяться в зависимости от региона.

Например, начинающий фитнес-инструктор из Москвы зарабатывает в среднем 40 тысяч рублей, а начинающий стартует с суммы в 17 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге зарплата инструктора в фитнес клубе равна 35 тысяч рублей за проработанный месяц.

В Нижнем Новгороде, Краснодаре и Казани доход такого специалиста составляет 22-25 тысяч рублей. Коллеги из Екатеринбурга и Новосибирска зарабатывают в два раза меньше, чем москвичи — в среднем 20 тысяч рублей.

В западных странах

За рубежом также популярной и актуальной является индустрия здорового образа жизни.

  • В Соединенных Штатах данная профессия сильно развита и фитнес-инструкторы могут зарабатывать в среднем 20-25 тысяч долларов год.
  • В Германии данный специалист зарабатывает чуть больше 1500 евро в месяц.
  • На территории Украины фитнес-инструктор получает 5 тысяч гривен (примерно 11 тысяч рублей). В Белоруссии в среднем заработок составляет 700-800 белорусских рублей (примерно 20-23 тысяч рублей).

Льготы и бонусы

Фитнес-инструкторы имеют собственное развитие, начиная от обычного инструктора и заканчивая мастером или VIP-тренером. Также помимо работы в зале можно вести персональные тренировки с клиентами, где тренер будет получать определенный процент от стоимости индивидуального занятия.

При составлении подробной системы тренировки, персонального меню на каждый день и расчета достаточной массы тела и мышечной массы тренер может получать дополнительный заработок. У всех сейчас есть личные аккаунты в сети интернет, и этими расчетами можно заниматься даже в системе онлайн.

Можно создавать специальные группы в сети, где можно за небольшую плату вести блог о здоровом образе жизни, а также составлять личные дневники для тех, кто хочет похудеть или набрать мышечную массу.

Отпуск составляет 28 календарных дней, обычно разбивается на два раза в год по 14 дней. По закону никаких дополнительных дней за «вредность» на производстве не начисляется. Досрочного выхода на пенсию в данной профессии не предусматривается.

Из данной статьи видно, что профессия фитнес-тренера с каждым годом становится все более популярной. Человек стал задумываться о качестве собственного здоровья и вести здоровый образ жизни. Эта тенденция продвижения спорта и здоровья в целом является похвальной. Главное, чтобы эта мода не была кратковременной и не прошла через какое-то определенное время.

Человек, который руководит спортивной тренировкой, должен быть специалистом в определенном виде спорта, а то и в нескольких.

То, сколько получает спортивный наставник, зависит от спортивных достижений учеников и места работы.

Какой оклад у специалистов в России

Средний оклад в спортивной школе на 2019-2019 год составляет 40 000 руб .

Диапазон минимальных и максимальных доходов: 15-120 тыс. руб.

Согласно статистике с ресурса russia.trud.com наибольше вакансий открыто в таких областях:

  • Московская;
  • Ленинградская;
  • Краснодарский край.


Наибольшие средние зарплаты у тренера в спортивной школе в следующих областях России (руб.):

  1. Республике Ингушетия — 90000.
  2. Новгородская область — 55 000.
  3. Московская область — 42 000.

Заработная плата в разных странах

В данной профессии наблюдается большая разбежность в зарплатах.

Статистика по зарплатам тренера на 2017 год в разных странах:

  • Казахстан: 55-280 тыс. тг ., в среднем — 160 000 тг. ;
  • Украина: 4-21 тыс. грн ., средний показатель з/п — 10 000 грн .;
  • США: 20-70 тыс. долл. в год ;
  • Великобритания: 15-35 тыс. фунтов стерлингов . Опытные специалисты могут получать больше 100 000 фунтов в год .

Ситуация с оплатой труда в ДЮСШ

Средний уровень зарплат тренеров, которые преподают в ДЮСШ — 15 000 рублей .


У начинающих специалистов жалованье 5-10 тыс. руб .

На такую зарплату непросто прожить, поэтому преподаватели ищут возможности дополнительного заработка.

Правительство Республики Татарстан планирует увеличить средние зарплаты спортивных тренеров до 45 000 руб . с 2018 года.

Также ожидается рост окладов по всей стране.

Жалованье при индивидуальных тренировках

Более предприимчивые тренера работают персональными наставниками.

Оплата за 60 минут тренировки колеблется от 500 до 5000 руб.

То, сколько получает частный тренер, зависит от следующих факторов:

  • опыт и заслуги самого наставника;
  • регион работы;
  • маркетинг и реклама.


Если персональный преподаватель работает с человеком или группой на постоянной основе, он делает скидки для мотивации клиентов.

Для примера: оплата за одно занятие может составлять не 1500 руб., а 1000.

Методы повышения прибыли

Некоторые спортивные тренеры работают в ДЮСШ неполный рабочий день.

Встречаются также и увлеченные спортом люди, которые предлагают свои услуги по обучению на чисто добровольной основе.

Многие спортивные наставники недовольны тем, сколько они зарабатывают.


Есть несколько способов увеличения заработка спортивного тренера:

  1. Совмещать несколько работ при возможности.
  2. Проведение персональных занятий за отдельную плату.
  3. Привлечение спонсорских средств.

Необходимые навыки для успешной тренерской деятельности

Вам нужно будет продемонстрировать следующее:

  • желание помочь другим людям добиться успеха;
  • отличные коммуникативные и межличностные навыки;
  • способность к построению команды;
  • энтузиазм, гибкость и терпение;
  • мотивационные навыки и понимание психологии, которая лежит в основе успешной конкуренции;
  • организационные навыки;
  • большой интерес к поддержанию профессиональных навыков и знаний;
  • энтузиазм.