Швейцарская система проведения турниров. Швейцарская система соревнований Жеребьевка в шахматах по швейцарской системе

В которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому её применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков - если в круговой системе им потребовалось бы почти 5000 встреч, то в швейцарской достаточно 500 партий в 10 турах.

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое заранее определённое положением о турнире количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. По некоторым оценкам , при N участниках туров справедливо расставляют k+1 первых игроков, на практике применяют формулу , округляя при вычислениях значения обоих логарифмов до ближайшего целого. Общее количество встреч определяется формулой , где N - количество игроков (чётное) и M - количество туров (то есть все игроки играют во всех турах).

Порядок проведения турнира

  • В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры.
  • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу.
  • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд (в шашках - четыре) одним цветом, кроме последнего тура.
  • Количество туров принимают равным ⌊log 2 N⌋ + ⌊log 2 (k-1)⌋ , где N - число участников, k - число призовых мест (для k = 1 вторая часть выражения принимается равной нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три тура, при 16 - 4 тура и т. д. Чтобы выявить четвёртку сильнейших, нужно соответственно четыре тура при 8 участниках, пять при 16 и т.д…
  • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
  • Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца , который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или так называемый «коэффициент прогресса» - более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Достоинства

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного - двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) - игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня.

Недостатки

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Если между участниками турнира имеется достаточно заметный разброс в силах, значительная часть партий, особенно в первых турах, оказывается предсказуемой - несмотря на выделение групп по рейтингам, первоначально в одной группе часто оказываются игроки слишком разного класса. Эта проблема решается в системе Мак-Магона , где сильнейшие по рейтингу игроки автоматически получают некоторое количество «стартовых» очков, но эта система имеет свои недостатки.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам - то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляются компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то все пары складываются однозначно, то есть не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема - как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет - в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за несыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, имеющему наименьшее число очков).

При компьютерном варианте существует «проблема плохой погоды»: при большом числе единовременно выбывших (добровольно) участников приходится составлять пары вручную, что требует большего опыта (повторно партии между двумя уже игравшими друг с другом игроками проводить нельзя).

В турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом.

Использование

Швейцарская система получила большое распространение в Западной Европе . Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» (англ. open ) шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Пример

В качестве примера здесь приведена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы, проведённого между 8 участниками (игрок-1 - игрок-8). Турнир проведён в три тура.

1-й тур Счёт 2-й тур Счёт 3-й тур Счёт Участники Очки
игрок-1 - игрок-8 1:0 игрок-1 - игрок-2 1:0 игрок-1 - игрок-3 1:0 игрок-1 3
игрок-2 2
игрок-2 - игрок-7 1:0 игрок-3 - игрок-5 1:0 игрок-5 - игрок-2 0:1 игрок-3 2
игрок-4
игрок-3 - игрок-6 1:0 игрок-8 - игрок-7 1:0 игрок-4 - игрок-8 ½:½ игрок-8
игрок-5 1
игрок-4 - игрок-5 0:1 игрок-6 - игрок-4 0:1 игрок-6 - игрок-7 1:0 игрок-6 1
игрок-7 0

Количество очков после трёх туров максимально у игрока игрок-1 . Он получает 1 место. Дальше идут пары игроков с равным числом очков Если правила турнира предполагают использование коэффициента Бухгольца , то игрок-2 имеет коэффициент 4, а игрок-3 - 5, поэтому второе место занимает игрок-3 , третье - игрок-2 . Затем идут игрок-8 и игрок-4 (набрано по 1,5 очка, коэффициенты Бухгольца - 4,5 и 3,5), далее - игрок-5 и игрок-6 (коэффициенты 5,5 и 3,5), замыкает таблицу игрок-7 , имеющий 0 очков.

См. также

Ссылки

  • Правила проведения турниров по швейцарской системе ФИДЕ англ.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

OpTic Gaming на квалификации к ESL One Cologne 2016

Такой формат использовался в карточных и настольных играх ещё с конца 19-го века. Сравнительно недавно мы могли видеть подобную систему в некоторых соревнованиях по Hearthstone. Два крупнейших организатора - DreamHack и Insomnia - использовали её на своих крупных турнирах.

Швейцарский формат - это, по сути, большая лига. Но вместо того, чтобы играть как обычно - каждый с каждым, соревнующиеся играют лишь с теми, кто находится в таком же положении, как и они сами.

В первом раунде составляются случайные пары участников. По результатам первых матчей половина команд имеет в своём активе по одной победе, а другая - по одному поражению. Далее победители и проигравшие отдельно играют между собой. С этого момента участники сражаются лишь с теми, кто имеет такой же счёт в турнире. В теории лучшие коллективы должны подняться на вершину, а затем играть друг против друга, чтобы определить победителя.

Данный формат популярен среди организаторов различных мероприятий, потому что им хочется привлечь как можно большее число участников и зрителей. В отличие от обычного плей-офф, в швейцарской системе игрок не может вылететь после первого матча, что заставляет его дольше находиться на месте проведения соревнования. Кроме того, новый формат исключает возможность попадания сильнейших коллективов в одну часть сетки или группу, что может сильно пошатнуть их шансы на успех.

Сработало ли нововведение на квалификации в Кёльн? Не совсем. Некоторые команды всё же попадались против слишком сильных соперников в решающий момент, что не позволило им пройти на основной турнир ESL One Cologne 2016 .

Например, Cloud9 , одна из сильнейших команд Северной Америки, стартовав на отборочном чемпионате с двумя победами и одним поражением, случайным образом вышла на два коллектива, входящие в топ-10 мира - Team EnVyUs и G2 Esports . Проиграв оба матча, американцы закончили борьбу и будут вынуждены наблюдать за major"ом в качестве зрителей.


n0thing вместе с Cloud9 не смогли совладать со швейцарской системой

В то же время их североамериканским соотечественникам из OpTic Gaming повезло больше. В решающей стадии они вышли на HellRaisers , которые смотрелись менее устрашающе, чем французы, и канадцы смогли оформить себе путёвку на ESL One Cologne 2016.

Из восьми команд, которые попали на квалификацию по результатам прошлого major-турнира в Коламбусе, лишь два коллектива не смогли добиться успеха и получить заветные квоты.

Также стоить заметить, что на основном турнире ESL столкнулись с проблемой обычного группового формата. В одну из групп попали

Это к разговору, начатому в последнем подкасте – о том, как быть, если увеличение числа команд в нашей лиге и дальше пойдёт в той же прогрессии.

Не знаю, как будет в январе – может быть, от нас пара команд отвалится и никаких проблем не возникнет, а может быть, в очередной раз заявятся 4-5 команд-новичков. Как я уже говорил, последний вариант развития событий поставит нас перед необходимостью реформировать чемпионат, поскольку в один круг мы такое количество не прогоним – не хватит игровых дней. Даже если сократить кубковые раунды до одного матча, всё равно не хватит.

Тем не менее выход всегда есть.

Один я уже предложил – разбить чемпионат на два этапа, при этом на первом команды будут разбиты на подгруппы и сыграют в них 18-20 туров, а на втором в финальной пульке сойдутся лучшие (победители групп или же по две лучшие из каждой), которые в коротком турнире в 3-4-5 туров определят чемпиона и призёров.

Однако есть и второй вариант, достаточно любопытный. Речь идёт о швейцарской системе, у которой тоже, безусловно, есть масса минусов, но есть и несомненные преимущества.

Если кому-то лень читать или же кто-то не совсем понял, объясню попроще. При швейцарской системе количество туров, вне зависимости от числа команд, оговаривается заранее. По отношению к нам это может быть, к примеру, 20 туров, если речь идёт обо всём чемпионате полностью, либо, скажем, 17-18, если нам нужно таким образом «оформить» только первый этап.

Пары в 1-м туре определяются по жребию или же по коэффициенту (мелочь, которая быстро решается), а начиная со 2-го в пары всякий раз сводятся команды С ОДИНАКОВЫМИ ИЛИ С ПРИМЕРНО ОДИНАКОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ. То есть, лидеры – с лидерами, середняки – с середняками, а аутсайдеры – с аутсайдерами. Грубо говоря, если ты в первом туре выиграл, то в соперники тебе уготована команда, которая тоже победила, а если проиграл – то следующий матч проведёшь с проигравшим. И так – на протяжении всей дистанции, хотя, конечно, чем дальше, тем труднее выбирать абсолютно равных, в концовке турнира порой приходится «сталкивать» и не самые «равные» команды. При этом повторения пар быть не может – иными словами, ранее сыгравшая пара в чемпионате уже не встретится, даже если она после какого-то тура занимает первые два места в таблице с равными показателями.

Несомненным плюсом этой системы является то, что всем сильнейшим командам в итоге так или иначе придётся сыграть между собой. Практика показывает, что даже при наличии 90-100 участников (команд) и заявленных 20 турах к концу турнира между собой почти обязательно сыграют первые 14-15. Какие-то «дыры» там, конечно, возможны, но исключительно по причине того, что в последнем туре кто-то из «верхушки» неожиданно крупно сольёт и провалится, а кто-то из серединки крупно выиграет и резко поднимется. Однако лидеров, первые 5-6 команд, это никогда не касается – все они между собой сыграют на 99,9% обязательно.

Теперь о минусах «швейцарки» . Первый и самый значительный – эта система всегда (во всяком случае я не припоминаю исключений) применялась в индивидуальных видах спорта и играх – шахматах, шашках, рэндзю и т.п. Хотя в шахматах «швейцарка» активно применялась и в командных соревнованиях, в частности – на шахматных Олимпиадах. Если вы из прочитанного уяснили, о чем идет речь, то сразу и второй минус – команды не смогут сыграть хотя бы по разу с каждым из всех соперников. (Правда, при нескольких десятках участников это и на фиг никому не нужно. Мы ведь как раз от этого и хотим уйти.) Есть еще третий, скрытый и не очень приятный – для «швейцарки» в командном турнире требуется ЧЁТНОЕ количество участников. Хотя, при желании, эта проблема тоже решается.

Короче говоря, я предлагаю: пока есть время (сезон впереди), вникнуть в специфику швейцарской системы и либо одобрить ее в качестве ВОЗМОЖНОГО способа проведения последующих чемпионатов, либо отвергнуть. При этом учесть разные нюансы: а) ее можно применить для всего чемпионата в целом; б) ее можно в укороченном варианте применить только для первого этапа чемпионата, по окончании которого лучшие 4 (5, 6) команд обычным круговым турниром в один круг разыграют три первых места.

Вот еще что: в шахматах (это я знаю точно – в своё время изучал их историю) порой бывали случаи, когда ушлые гроссы в турнирах по «швейцарке» умышленно сливали партию, чтобы опуститься в таблице ниже – там им доставались соперники послабее, за счёт которых можно было прыгнуть резко вверх. Но такое происходило нечасто и особого успеха не имело, победить такой тактикой никому не удавалось. У нас же, в прогнозировании, это и вовсе выглядит полным абсурдом.

И, конечно же, «швейцарка» – невыносимая головная боль для судей, которым после каждого тура приходится долгое время проводить в размышлениях над турнирной таблицей, чтобы в следующем туре составить пары, максимально удовлетворяющие условиям системы.

Тем не менее такая овчинка выделки стОит, уж поверьте.

Правила проведения шахматных турниров

Круговые турниры

Принцип таких турниров прост: каждый играет с каждым. Например, если в турнире играют 5 человек, то каждый должен будет сыграть 4 партии — по одной со всеми участниками турнира. Т.е. всего в этом турнире будет сыграно 10 партий. За каждую победу начисляется 1 очко, за ничью — 0,5 очка, за проигрыш 0 очков.

Как можно поиграть в эту игру:

В круговых турнирах может играть любое количество человек. При проведении турнира по классическим шахматам распределение цветов между участниками (жеребьёвка) производится автоматически случайным образом. При проведении турнира по боевым шахматам цвет фигур игрока, и, соответственно, право первого хода определяются непосредственно перед началом игры компьютером.

Любой игрок может записаться в один или несколько турниров (игроки, использующие компьютерные шахматные программы, не могут принимать участия в турнирах).

Для боевых шахмат время на расстановку фигур ограничено согласно КВ турнира. В случае, если оба игрока не завершили расстановку в назначенное время, игра автоматически заканчивается ничьей. Если фигуры расставлены лишь одним из игроков, ему автоматически присуждается победа. В следующий тур не могут выходить игроки, не сыгравшие ни одной партии.

Турнирная таблица обновляется в режиме реального времени. Как только завершается турнирная партия, ее результаты автоматически вносятся таблицу, вычисляются очки игроков и дополнительные коэффициенты. Победа, ничья и поражение дают игроку соответственно 1, 0,5 и 0 очков. Места распределяются следующим образом:

  • чем больше очков, тем выше место;
  • при равенстве очков: чем больше SB, тем выше место;
  • при равенстве очков и SB место определяется по среднему рейтингу всех оппонентов, с которыми встречался игрок в ходе турнира.

SB — это коэффициент Соннеборна-Бергера. Вычисляется так: удвоенная сумма очков соперников, над которыми одержана победа, плюс сумма очков соперников, с которыми ничья. Этот коэффициент учитывает разный «вес» побед, оценивая победу над сильным соперником выше.

Турнир завершается вместе с окончанием последней партии турнира. В этот момент производится распределение мест.

Время на регистрацию в 1-й тур ограничено и указывается отдельно для каждого турнира. Оно может быть увеличено (для турниров без предварительной регистрации) в случае, если в последней турнирной таблице зарегистрировалось менее 60% участников от возможного количества (но не более чем на 1 неделю).

Время на регистрацию во 2-й и последующие туры ограничено, игрок может зарегистрироваться только в течение 2-х недель с момента начала соответствующего тура.

Турнир очередного класса или уровня проводится в случае, если в нем может участвовать не менее 11 игроков. Наличие 11 игроков в соответствующем уровне или классе дает им право ходатайствовать перед администрацией о проведении между ними турнира.

Систематические турниры

  1. Систематические турниры делятся на 5 видов:
  2. «Выходного дня» турнир проводится в субботу или воскресенье. Следующий турнир стартует соответственно в следующую субботу (или воскресенье) и т.д. Время запуска турнира указывается при старте 1-го турнира серии.
  3. «Рабочие дни» аналогичен турниру выходного дня за исключением того, что проводится с понедельника по пятницу.
  4. «Еженедельный» аналогичен ежедневному турниру за исключением того, что турнир запускается 1 раз в неделю в день недели, указанный при регистрации, например в среду или пятницу.
  5. «Ежемесячный» аналогичен еженедельному за исключением того, что создается 1 раз в месяц, в день месяца, указанный при регистрации, например 1-го числа каждого месяца.
  6. «Обычный» каждый последующий турнир создается сразу же после окончания предыдущего.
  7. Предварительная регистрация в 1-й тур производится пользователями самостоятельно. До начала 1-го тура пользователь может отказаться от участия в турнире.
  8. Игры стартуют после завершения регистрации игроков. Если на участие в турнире зарегистрировалось менее 15 игроков, то начало первого тура переносится (например, для турнира «Рабочие дни» на следующий рабочий день, для турнира «Выходного дня» на следующий выходной день).
  9. Кол-во групп и число игроков в группе рассчитывается автоматически и все игры создаются одновременно.
  10. После окончания каждого из туров публикуется новость и раздаются награды.
  11. В финал и суперфинал регистрация пользователей происходит автоматически.
  12. Каждый последующий тур стартует сразу после окончания предыдущего.
  13. Перед началом каждого тура участникам производится рассылка.

Плей-офф (playoff)

Плей-офф (playoff) — система проведения турниров, при которой проигравший выбывает из дальнейших соревнований.

Проведение турниров

  1. Необходимо количество участников, равное 2 в степени n, где n-предполагаемое число туров.
  2. Участники подают заявку на участие.
  3. Как только набрано необходимое количество участников регистрация заканчивается.
  4. Игры начинаются автоматически в заранее определенное время (Все участники выстраиваются в случайном порядке, Играет 1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.)
  5. Каждый следующий тур начинается после завершения всех партий текущего тура (Для суперблиц-турниров за 1 день проводится 1 тур).
  6. Каждая пара играет либо двойные партии, либо последовательные со сменой первого хода, либо всего одну партию.
  7. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. В случае ничьей побеждает игрок с меньшим рейтингом.
  8. Во второй и последующие туры выходят только победители.
  9. Победителем турнира считается игрок, не проигравший ни одной игры.

Швейцарская система

Швейцарская система — система проведения турниров. Впервые была применена в Цюрихе в 1895 году. Использование данной системы позволяет выявить победителей за меньшее количество партий, чем при круговой системе.

Проведение турниров

  1. Количество игроков должно быть четным.
  2. Программа выстраивает игроков по рейтингу и делит на две группы. Если рейтинга нет, то деление происходит случайным образом.
  3. Первый из первой группы играет с первым из второй. Т.е. при 20-ти участниках 1-й играет с 11-м, 2-й с 12-м и т.д.
  4. Во втором туре программа делит игроков на три группы:
  5. выигравшие;
  6. с ничейным результатом;
  7. проигравшие.
  8. Если в одной из групп образуется нечетное количество игроков, то последний игрок из предыдущей группы спускается в нижнюю группу и играет в паре с верхним участником из этой группы.

  9. Для проведения второго и последующих туров игроки каждой очковой группы определяются так же, как в п.1-п.3.

Особенности правил

  1. Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником.
  2. Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое количество партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию играл черными. В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3-х партий одним цветом. Правило не действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием.
  3. Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель.
  4. Количество туров такое же, как и при системе play-off для данного числа участников.

Подсчет очков

  1. Места распределяются по сумме набранных очков.
  2. Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.

Правила организации очных турниров

Настоящие Правила являются концепцией в соответствии с которой, с учетом мнений игроков портала battle-chess в дальнейшем будут выработаны более подробные Правила.

  1. Право на организацию и проведение очных турниров имеет «Организатор». Организатором может быть:
  2. Администрация портала, далее «Администратор»
  3. Любой победитель любого очного турнира по Боевым шахматам, организованным порталом battle-chess, далее «Мастер».
  4. Организаторов турнира может быть несколько человек, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Организатор может пригласить в помощь себе помощников из числа пользователей портала battle-chess.

  5. Обязанности Организатора:
  6. Определить Регламент Турнира и согласовать его с администрацией портала (в случае, если Организатором является Мастер).
  7. Найти источник финансирования турнира (спонсор, собственные средства, сборы от участников турнира и пр.). Условия освещения участия спонсора определяется отдельно соглашением между спонсором и Администрацией портала.
  8. Обеспечить место проведения Турнира
  9. Обеспечить явку на турнир не менее 10 человек из числа пользователей портала, имеющих игровой стаж в Боевые шахматы не менее 20 партий и участвовавших хотя бы в одном онлайн турнире по Боевым шахматам.
  10. Обеспечить игрокам честность в играх, исключив возможность использования ими помощи компьютерных программ и подсказок третьих лиц.
  11. Не принимать участие в Турнире, если кроме него в Турнире нет других Организаторов. В случае если Организаторов несколько, то отказаться от участия в Турнире должен только один из них.
  12. Оплата труда Организатора за организацию турнира не предусмотрена, однако, если турнир организован как платный и после его окончания и всех выплат (на призовой фонд и расходы на проведение турнира и пр.) у Организатора остались средства — они остаются у него как оплата за проведение турнира.

  13. Обязанности администрации портала: Обеспечить технологическую совместимость параметров турнира и его Регламента.
    Обеспечить организатора грамотами победителей турнира.
    Мастера портала Боевые шахматы, имеющие право проводить очные турниры:
  14. AXEL76 — Победитель очного турнира Боевые шахматы онлайн: РЕАЛ-Москва 2008
  15. Voice. Эд — Победители очного турнира Боевые шахматы онлайн: Реал-Питер 2008
  16. Малкавианин — Победитель очного турнира Боевые шахматы онлайн: РЕАЛ-Москва 2009

Откуда и получила своё название. Турнир проходит без выбывания, в каждом туре, начиная со второго, пары соперников отбираются так, чтобы встречались между собой участники, набравшие равное количество очков. За этот счёт из турнира исключаются партии между заведомо несопоставимыми по силе противниками, что позволяет для определения победителей обойтись небольшим, по сравнению с круговой системой , числом туров при большом числе участников.

Условия применения

Традиционно для получения наиболее объективного результата турниры проводились по круговой системе , в которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому её применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков - если в круговой системе 100 игрокам потребовалось бы 4950 встреч в 99 турах, то в швейцарской достаточно 450 партий в 9 турах (выигрыш в одиннадцать раз).

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое заранее определённое положением о турнире количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. По некоторым оценкам , при N участниках N + 2 k {\displaystyle {\sqrt {N+2k}}} туров справедливо расставляют k+1 первых игроков, на практике применяют формулу log 2 ⁡ N + log 2 ⁡ k {\displaystyle \log _{2}N+\log _{2}k} , округляя при вычислениях значения обоих логарифмов до ближайшего целого. Общее количество встреч определяется формулой M*N/2, где N - количество игроков (чётное) и M - количество туров (когда все игроки играют во всех турах).

Минимальное число туров, необходимое для справедливого определения призовой тройки, в зависимости от числа участников:

участников туров
7-8 5
9-16 6
17-32 7
33-64 8
65-128 9
129-256 10

Порядок проведения турнира

  • В первом туре все игроки упорядочиваются (случайным жребием, или по рейтингу). Пары составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
  • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу.
  • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд (в шашках - четыре) одним цветом, кроме последнего тура. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер в последней очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск), получает очко без игры.
  • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
  • Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца , который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире или по коэффициенту Солкофа , который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире, исключая самый лучший и самый худший результаты. Кроме них (или вместе с ними) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или так называемый «коэффициент прогресса» - более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Достоинства

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного - двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) - игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня. С другой стороны, правила отбора исключают игры заведомо слабых с заведомо сильными, не представляющих никакого интереса.

Недостатки

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Если между участниками турнира имеется достаточно заметный разброс в силах, значительная часть партий, особенно в первых турах, оказывается предсказуемой - несмотря на выделение групп по рейтингам, первоначально в одной группе часто оказываются игроки слишком разного класса. Эта проблема решается в системе Мак-Магона , где сильнейшие по рейтингу игроки автоматически получают некоторое количество «стартовых» очков, но эта система имеет свои недостатки.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам - то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляются компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то все пары складываются однозначно, то есть не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема - как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет - в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за несыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, имеющему наименьшее число очков).

При компьютерном варианте существует «проблема плохой погоды»: при большом числе единовременно выбывших (добровольно) участников приходится составлять пары вручную [ ] , что требует большего опыта (повторно партии между двумя уже игравшими друг с другом игроками проводить нельзя).

В играх с существенной ничейной полосой (шахматы, шашки, сянци) в турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом.

В играх, в которых ничейная полоса исчезающе мала или отсутствует (сёги, го), подобных проблем нет.

Использование

Швейцарская система получила большое распространение в Западной Европе . Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» (англ. open ) шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Пример

В качестве примера здесь приведена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы, проведённого между 8 участниками (игрок-1 - игрок-8). Турнир проведён в три тура.

1-й тур Счёт 2-й тур Счёт 3-й тур Счёт Участники Очки
игрок-1 - игрок-8 1:0 игрок-1 - игрок-2 1:0 игрок-1 - игрок-3 1:0 игрок-1 3
игрок-3 2
игрок-2 - игрок-7 1:0 игрок-3 - игрок-5 1:0 игрок-5 - игрок-2 0:1 игрок-2 2
игрок-8
игрок-3 - игрок-6 1:0 игрок-8 - игрок-7 1:0 игрок-4 - игрок-8 ½:½ игрок-4
игрок-5 1
игрок-4 - игрок-5 0:1 игрок-6 - игрок-4 0:1 игрок-6 - игрок-7 1:0 игрок-6 1
игрок-7 0

Количество очков после трёх туров максимально у игрока игрок-1 . Он получает 1 место. Дальше идут пары игроков с равным числом очков. Если правила турнира предполагают использование коэффициента Бухгольца , то игрок-2 имеет коэффициент 4, а игрок-3 - 5, поэтому второе место занимает игрок-3 , третье - игрок-2 . Затем идут игрок-8 и игрок-4 (набрано по 1,5 очка, коэффициенты Бухгольца - 4,5 и 3,5), далее - игрок-5 и игрок-6 (коэффициенты 5,5 и 3,5), замыкает таблицу игрок-7 , имеющий 0 очков.