Прыжки в высоту способом перешагивания. История развития и техника выполнения. Прыжки в высоту: история, виды, техника выполнения Переворот в прыжковом мире

Прыжки в высоту - легкоатлетическая дисциплина, которая требует от прыгуна хорошей координации движений и умения высоко прыгать. Уже более 120 лет этот вид спорта является олимпийским.

История появления и развития

Рассмотрим, каким образом древние, а также современные спортсмены развивали описываемый вид гимнастики.

Древняя

Спортсмены некоторых стран издревле занимались данным видом спорта:

  • немцы создавали спортивные сообщества, где наряду с упражнениями на различных снарядах они прыгали в высоту двумя ногами через перекладину;
  • некоторые жители Африки на народных торжествах постоянно состязались в этом виде лёгкой атлетики.

А на родине Олимпийских игр (в Древней Греции) за всю их историю данная дисциплина ни разу не была представлена.

Знаете ли вы? Предки немцев любили состязаться: у них пользовались популярностью соревнования по «королевскому прыгу» - умению перепрыгнуть шеренгу из нескольких лошадей, стоящих в ряд.

Современная

Если говорить о не слишком далёком прошлом, то хроники XIX века упоминают несколько имён спортсменов, отличившихся незаурядной прыгучестью:

  • Карл Мюллер (Германия) . Легко перепрыгивал высоту, равную его подбородку (к сожалению, высота его роста осталась неизвестной);
  • Роберт Гуч (Англия) . Рекордсмен 1859 года (прыжок через перекладину высотой 170 см). Показал уникальный прыжок: сделал разбег под острым углом, имитируя ногами движение ножниц;
  • Роберт Мейч (Англия) . Победитель 1864 г. (167,4 м).

ХХ век тоже ознаменовался крупными победами спортсменов-прыгунов. Вот некоторые из них:

Виды прыжков в высоту

Различают два вида описываемых прыжков:

  • с местабез шеста;
  • с шестом.

Знаете ли вы? Высоким атлетам легче прыгать в высоту: центр масс у них выше, следовательно, подъём их массы совершается на высоту, несколько меньшую, чем у остальных прыгунов.

Вот несколько способов их совершения:

  1. Гимнастический. Разбежавшись (угол разбега 90°) и оттолкнувшись, согнутой маховой конечностью делается переход над планкой (перекладиной). В процессе полёта толчковая нога подтянута к маховой до достижения коленями обеих конечностей грудной клетки. Посадка - на обе нижние конечности. За счёт того что верх корпуса в процессе упражнения выпрямлен, корпус движется по очень высокой дуге над перекладиной.
  2. Способом перешагивания (ножницами). Разбежка (угол 40°), отталкивание, и расправленная маховая конечность быстро поднята над перекладиной. В верхней точке происходит резкое торможение, затем её быстро опускают. Синхронным действием толчковую конечность перебрасывают через планку, а верх корпуса как можно ближе расположен к данной конечности. Падение совершается на маховую конечность.
  3. Волна. Служит последующим развитием предыдущего способа ножницы, сегодня его редко применяют.
  4. Широко использовался до средины ХХ столетия и имел отличительную особенность - толчок нижней конечностью, расположенной ближе к перекладине. Спортсмен разбегается (под углом 45°) и, оттолкнувшись, совершает взмах к перекладине расправленной маховой конечностью. Корпус поворачивает к перекладине, а толчковую конечность подтягивает к грудному отделу. Атлет сбоку преодолевает перекладину, вытягиваясь вдоль неё, а после опускается на верхние конечности и ногу, совершающую толчок.
  5. Перекидной. Последующее усовершенствование предыдущего метода с единственным отличием: больший поворот тела (вниз животом) во время прыжка в позе через перекладину. Атлет разбегается под 35-градусным углом, толчковое движение делается конечностью, ближней к перекладине. Расправленная маховая нижняя конечность направляется кверху, а толчковая свободно направлена вниз. Синхронно с махом ногой спортсмен переносит голову, плечевой отдел и руку, а затем - толчковую конечность, вытянутую снаружи вверх. Атлет опускается на толчковую конечность и одну руку, совершая перекат через тазовый или плечевой отделы.

    Видео: перекидной способ

  6. Флоп. С разбега на носках спортсмен бежит по дуге (радиусом от 6 м) под углом в 25° к перекладине. Расположив толчковую конечность тормозящей постановкой вдоль мысленной кривой (положение носка направлено к находящимся перед атлетом стойкам), совершается толчок. В данной точке корпус ещё отклонён от перекладины, но при толчковом движении выпрямляется и движется к планке.

    Согнутая маховая конечность движется коротким путём вперёд кверху к плечевому отделу. Данная фаза допускает мах как обеими верхними конечностями, так и поочерёдное их действие. Всё происходящее сохраняет высокую горизонтальную скорость, достигнутую при разбеге, а также способствует сильному отталкиванию.

    В начальной стадии прыжка атлет повёрнут к перекладине спиной вперёд, маховую конечность выпрямляет, а толчковую сгибает. В этом положении, держась прямого угла, атлет направляется к перекладине, а затем располагается над ней горизонтально. Прогнувшись в пояснице над перекладиной, он перемещается через неё тазовым отделом и сгибается в его суставах. Синхронно с этим нижние конечности выпрямляются и также переносятся. Падение атлета совершается на маты спиной.

Основные правила

Существуют несколько правил, по которым состязаются в данном спорте:

  1. Соревнования проходят в отведённом для этого месте на горизонтальной поверхности, покрытой синтетическими материалами. Размер сектора должен позволять допускать разбег от 15 метров, протяжённость разбега - от 40 м, ширина - свыше 120 мм.
  2. Размер места приземления атлетов изготавливается из поролона и составляет 5 м х 5 м х 0,5 м. Расположение матов и стоек обращено друг к другу с зазором в 100 мм.
  3. Планка (металлическая или пластиковая) длиной 4 м, с круглым сечением 3 см, массой до 2 кг. Должна быть окрашена в светлые тона, с нанесёнными поперёк неё 3–4 тёмными полосками по 200 мм. Концы у перекладины - по 150 мм, полукруглое сечение - 30 мм. Пластины с установленной на них перекладиной размером 6 х 4 см. Держатели перекладины расположены с расстоянием 400 см друг от друга.
  4. Стойки должны иметь устройство, позволяющее установить перекладину на высоте до 2,5 м.
  5. Выступления спортсменов устанавливают путём жеребьёвки. Для каждой попытки выделяется 1 минута после объявления, прыгуны выполняют их поочерёдно. Для каждого спортсмена выделяется 3 минуты.
  6. Начальную высоту и её изменение определяет положение, принятое на состязании. Устанавливая последующий уровень высоты, перекладину поднимают на 2 см, для многоборья - на 3 см. Каждый атлет начинает работать с любой высоты, предложенной ему. Каждая высота берётся с трёх заходов. Допускается пропуск какой-либо из высот. Если происходят три неудачных захода кряду, прыгуна больше не допускают к состязаниям.
  7. Место присваивается согласно результатам наибольшего количества преодолённых высот. Когда несколько участников имеют одинаковые результаты, победителем считается атлет, взявший последнюю высоту и совершивший меньшее число попыток. В случае, если несколько участников преодолели последнюю высоту с равным числом попыток, первенство отдаётся прыгуну с самым меньшим количеством неудачных заходов.
  8. Когда во время захода у атлета ломается шест, он может сделать ещё один заход.
  9. Все правильно выполненные заходы судья отметит поднятием белого флажка.

Техника прыжка в высоту

Прыгун всегда ставит перед собой задачу: как научиться прыгать наиболее высоко и суметь взять максимальную высоту от поверхности земли, поэтому техника данного упражнения постоянно менялась и улучшалась. При постоянном обучении прыгунов более совершенной технике толчка и преодоления высоты сегодня возможно достижение довольно высоких результатов.

Рассмотрим технику выполнения описываемого упражнения на примере прыжка с шестом, и из каких элементов он состоит:

  1. Исходное положение. Прыгун ставит толчковую ногу на контрольную отметку, при этом держа шест сбоку обеими руками: правой - снизу (хват большим и указательным пальцами), левой - вверху (кисть без напряжения, находится у грудного отдела). Расположение кистей - на расстоянии 50–70 см, хват на высоте шеста 5 м.
  2. Начало движения - с бокового разбега (ставя шест в упор). Разбег может быть длиной до 45 м, скорость в конце движения - свыше 9 м/сек. В начале разбега корпус спортсмена несколько наклонён вперёд, а при ускорении становится выпрямленным. Коленные суставы во время движения прыгун поднимает высоко и делает акцент на опускание ног от бедра на опору. Ускоряясь по всей длине разбега, он синхронно опускает снаряд, сгибая правую руку. Заканчивая движение (два последних шага), спортсмен активно посылает шест вперёд, направляя левой рукой его нижний конец в ящик для упора, а верхний поднимая.
  3. Отталкивание. Прямая толчковая конечность жёстко (с углом 65°) стоит на стопе, а при помощи силы инерции тела образуется динамический удар, который смягчается сгибанием колена (до 35°). Атлет при помощи маха сильно согнутой правой ногой в быстром темпе проходит грудным и тазовым отделом через опорную ногу, а левая нижняя конечность и правая верхняя остаются позади. Происходит энергичное выталкивание корпуса вперёд и вверх благодаря выпрямлению таза, колена и голеностопного сустава опорной конечности. Прыгун через левую верхнюю конечность (прямой угол между предплечьем и шестом) давит на снаряд вверх, правая при этом образует силу, сгибающую шест. Отталкиваясь (общая протяжённость фазы - до 0,15 сек., с углом взлёта - до 18°), атлет становится в вис.
  4. Взмах. Продвигаясь грудной клеткой вперёд, усилием мышечной системы рук и плеч прыгун совершает взмах. В этот момент через плечи совершается прохождение оси вращения. Выполнение описываемого хлестообразного движения проходит за счёт выпрямленной толчковой и согнутой с сильным напряжением маховой конечности. Благодаря тому что во время разбега идёт замена прямолинейного движения на маятникообразное по дуге, появляется центробежная сила, направленная вдоль корпуса атлета с точки хвата. Эта сила «стягивает» корпус со снаряда, увеличивая его сгибание. Далее, при ускорении подъёма нижней части корпуса, прыгун, оттягивая плечевой пояс кзади, делает радиус взмаха короче, что ещё более усиливает сгибание шеста.
  5. Разгибание и подтягивание. Шест разгибается и подтягивает атлета вверх в момент, когда сила сгибания становится ниже силы упругости снаряда. Стараясь максимально поднимать общий центр массы тела и используя силы выпрямляющегося снаряда, прыгун разгибает колени и суставы тазобедренного отдела, в повороте подтягивая корпус и отжимаясь. Спортсмен разгибается кверху и несколько кзади таким образом, что нижние конечности оказываются над головой, а тазобедренный отдел возле снаряда. Разгибаясь, быстро и плавно подтягиваясь и двигаясь тазом вдоль снаряда, атлет разворачивает грудную клетку к перекладине.
  6. Отжимание. Начало отжимания наступает во время нахождения правой кисти над плечевым суставом, а конец - вначале движения через планку.

    Важно! Делая «контрольные» прыжки и записывая результаты, спортсмен сможет проследить, как у него развивается навык.

  7. Перелёт через перекладину и посадка. В завершении отталкивания рукой атлет опускает нижние конечности за перекладину. Корпус приобретает позу в виде дуги, голова опущена, правая рука прямая, левая согнута и уходит кверху. Движением вперёд атлет огибает планку. В момент нахождения планки у груди прыгун направляет плечевой отдел и руки назад, чтобы избежать касания перекладины, и совершает падение. Приземление происходит на ноги и спину, а затем происходит перекат на лопатки.
  8. Как увеличить высоту прыжка

    Как для начинающих спортсменов, так и для опытных атлетов увеличение высоты прыжка поможет улучшить свою физическую форму, повысить гибкость всего тела, а также развить мышечную силу.

    Важно! Чтобы увеличить высоту выпрыгивания, нужна взрывная сила, которая достигается упражнениями, направленными на её развитие.

    1. Ежедневные занятия ритмической гимнастикой. В неё входят ключевые движения с использованием веса своего тела, что укрепляет мышцы ног (приседания, отжимания, выпады и др.).
    2. Ежедневная растяжка ног. Выполняется через пятку с касанием руками пальцев на ногах. Данная растяжка поможет тренировать прыгучесть благодаря расслаблению мышц.
    3. Подъёмы на носки стоя. Выполняются на краю ступеньки или бордюра (вначале - до 20 повторов, затем увеличивая их число).
    4. Глубокие приседания (бёдра ниже колен). Упражнения помогают проработать нижний отдел корпуса и растянуть мышцы торса в районе живота и спины. Для укрепления лодыжек приседания можно выполнять, перенося вес на носки нижних конечностей.
    5. Выпады из положения стоя: делая шаг вперёд, согнуть ногу в колене, располагая его над голеностопом. Корпус наклонён вперёд. Далее - возврат в положение стоя. Поменять ноги. Совершить 3 подхода по 10 повторов на каждую ногу.
    6. Стойка на одной ноге с чередованием ног. Упражнение предназначено для укрепления лодыжек. Нужно встать прямо и сконцентрироваться на любом предмете перед вами. Оторвать конечность от пола и стоять на одной ноге, пока в ней не появится усталость. Перенести вес на другую конечность и повторить упражнение.

    Нормативы

    Спортивная классификация выдвигает следующие разрядные нормы на 2018–2021 гг.:

    class="table-bordered">

    Методы безопасности

    Во время занятий по прыжкам в высоту необходимо соблюдать технику безопасности.

    Перед упражнениями нужно проверить:

  • состояние сектора и оборудование на исправность;
  • правильность размещения перекладины;
  • размещение матов (они должны быть плотно прижатыми друг к другу);
  • зона разбега должна быть очищена от посторонних предметов;
  • соответствие начальной высоты планки уровню подготовленности спортсмена, а также его полу.

Особое внимание необходимо уделить:

  • разминке, направленной на растяжку икроножных мышц, передней и задней поверхности бёдер и голеней;
  • большей амплитуде движений тазобедренного, коленных и голеностопных суставов.

Типичные ошибки при обучении

Таблица показывает, с какими типичными ошибками сталкиваются прыгуны во время обучения:

class="table-bordered">

Важно! Когда вы тренируетесь, самым лучшим профилактическим средством от травматизма будет хорошая разминка.

Мировые рекорды

Ниже - очерёдность достижений по данной дисциплине за последние десятилетия в мире:

class="table-bordered">


Как видим, данный вид легкоатлетической дисциплины помогает прыгунам иметь хорошую физическую форму, тренирует выносливость, гибкость и силовые навыки, а также делает возможным достижение высоких результатов.

Прыжок в высоту представляет собой сложную в координационном плане атлетическую дисциплину. Он выполняется после предварительного разбега спортсмена. К атлету предъявляются высокие требования относительно физической подготовки. Прыгунами выделяются четыре основные фазы прыжка, составляющие сам процесс его осуществления. Всё начинается с разбега, после которого происходит отталкивание с дальнейшим перелётом через планку. Завершается процесс приземлением.

Что касается мировых достижений в такой дисциплине, как прыжки в высоту, рекорд у женщин сейчас принадлежит болгарке С. Костадиновой, а у мужчин - кубинцу Х. Сотомайору. Гимнасты преодолели планки, которые были установлены на высоте 209 см и 245 см соответственно. В стремлении улучшить показатели специалисты разрабатывают всевозможные техники и способы прыжков, о которых и пойдёт речь далее.

Для начала поговорим о старых методах. Самым древним и простым видом прыжков является гимнастический. Его принцип заключается в том, что маховая нога спортсмена перемещается через планку после разбега под прямым углом. В этом случае приземление прыгуна происходит на две ноги. На протяжении долгого времени прыжок в высоту осуществлялся еще одним способом, получившим название «ножницы». Суть его в том, что маховая нога после разбега атлета под углом до 40 градусов резко закидывается за планку, а параллельно с ней переносится и нога, которая отталкивается. В связи с высоким расположением центра тяжести тела высоких результатов при использовании этого метода добиться практически нереально. Прыжок в высоту, который называется «волна», представляет собой разновидность предыдущего и его продолжение, однако сейчас такой техникой практически никто не пользуется.

Отдельного внимания заслуживает способ прыжка, именуемый «перекат». Он относится к числу наиболее рациональных видов. Главная его особенность заключается в том, что прыгун отталкивается ступней, которая находится ближе к планке. После толчка маховая нога принимает выпрямленное состояние. В это же время туловище проворачивается с прижатием к груди толчковой ноги. Разбег происходит под углом 45 градусов, а спортсмен вытягивается вдоль планки и перемещается через нее боком. Когда прыжок в высоту осуществляется таким способом, приземление происходит на обе руки и толчковую ногу.

В ходе развития этой техники появилась и еще одна ее разновидность. Она получила название «перекидной прыжок» и сводится к тому, что гимнаст больше поворачивает туловище и преодолевает планку в положении вниз животом. Угол разбега здесь, в отличие от «переката», составляет до 40 градусов.

Наиболее распространенным и популярным сейчас является метод, которым большинство профессиональных гимнастов выполняют прыжки в высоту - техника «флоп». Она впервые была показана В. Фэсбэри на мексиканских Олимпийских играх в 1968 году. При ее использовании спортсмен выполняет разбег по воображаемой дуге радиусом около 12 метров на носках, что позволяет снизить центр тяжести. Существенно помогает при этом мах руками. Толчок получается очень мощным за счёт высокой горизонтальной скорости, которая была развита во время разбега. Сначала гимнаст в полёте находится спиной к планке. Далее толчковая нога в колене сгибается, а бедро маховой - выпрямляется. За счёт прогибания поясничной части спины спортсмена в то время, когда он перемещается над планкой, прыжок в высоту обеспечивает очень экономичный ее переход.

Прыжок в высоту Выполнила Кузнецова Наталья Ученица 10 «а» класса

Определение Прыжок в высоту с разбега - дисциплина легкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление. Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 г и для женщин с 1928г.

История Древняя история У древних немцев был популярен так называемый королевский прыг через несколько стоящих рядом лошадей. А у некоторых племен, населяющих Центральную Африку, издавна и по сей день основным событием народных празднеств остаются состязания по прыжкам в высоту с разбега. На олимпийских играх в Древней Греции, олимпийцы бегали, метали диск, прыгали в длину, боролись, состязались на колесницах, проводили кулачные бои, но ни разу за все 293 олимпиады не прыгали в высоту. Первое упоминание о спортивных соревнованиях по прыжкам в высоту относится к XIX веку. Прыжки в высоту обязаны своим происхождением не столько легкой атлетике, сколько гимнастике. В немецких гимнастических обществах спортсмены включали в программу своих выступлений наравне с такими снарядами, как кольца, брусья, конь, перекладина, и прыжки в высоту. А прыгали тогда с прямого разбега двумя ногами вперед. «Золотой» прыжок способом ножницы Этель Катервуд, Амстердам 1928 г. XIX век В хрониках XIX века упоминается имя прыгуна Карла Мюллера из Берлина. По свидетельству очевидцев, он был человеком сильным, ловким и легко перепрыгивал высоту, достигавшую ему до подбородка. Но никто не измерял, на какой высоте находился подбородок Карла Мюллера. Прыжки в высоту быстро распространялись по Европе. Особенно много их поклонников оказалось в Англии. И там, на первых официальных соревнованиях в 1864 году, победитель Роберт Мейч прыгнул в высоту на 1 м 67,4 см. Впрочем, первым мировым рекордом считается другой результат. Студент-медик из Лондона Роберт Гуч в 1859 году преодолел планку на высоте 1 м 70 см. Но дело здесь даже не в высоте, а в том, каким способом Роберт прыгал. В отличие от других спортсменов он делал разбег не под прямым углом к планке, а под острым, сбоку, а в воздухе его ноги двигались наподобие ножниц. Уже на играх первой Олимпиады 1896 года были разыграны медали в прыжках в высоту. Дальнейшая история этой дисциплины позволяет выделить три периода связанных с тремя стилями прыжков.

Перешагивание (ножницы) Является наиболее простым и доступным из всех способов прыжка в высоту. Он не требует дорогого инвентаря, специальных поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление на ноги (прежде всего маховую), и может прыгать в яму с песком. При выполнении прыжка разбег осуществляется наискосок к линии планки со стороны маховой ноги, отталкивание производится дальней от планки ногой. Мах выполняется ближней к планке, вначале почти прямой для увеличения махового момента, затем маховая нога несколько сгибается в колене, туловище наклоняется вперед для снижения положения центра масс тела, маховая нога резко опускается за планку, а толчковая в это время движется вверх и переносится через планку повернутой стопой снаружи, туловище несколько наклоняется к планке. Прыгун приземляется на маховую ногу. Этим способом, известным ещё с середины XIX века и знакомым современному школьнику, атлеты пользовались примерно до 1937 года и довели мировой рекорд до 2,09 м. Модифицированным способом ножницы, называемым «волна» , пользовалась вплоть до конца 1960-х годов рекордсменка мира Иоланда Балаш, которая довела свой результат до 191 см . Отличие «волны» в том, что направление разбега почти перпендикулярно линии планки.

Перекат Этот способ предшествовал «перекидному» Шаблон:Да АИ. Он отличается от перекидного тем, что спортсмен, разбегаясь наискосок к линии планки со стороны толчковой ноги, отталкивается ближней к планке ногой и приземляется на толчковую ногу. Способ позволяет приблизить центр масс тела к планке, но не обеспечивает его положение ниже планки, как «перекидной» или « фосбери-флоп ».

Перекидной Этот способ, чем-то похожий на запрыгивание на лошадь, впервые позволил обеспечить положение центра масс прыгуна ниже планки. При прыжке этим способом спортсмен разбегается так же, как при «перекате», отталкивается ближней к планке ногой и приземляется на маховую ногу. При переходе через планку последовательно маховой, а затем толчковой ногой, при согнутом положении тела и глубоком «нырке» головой вниз за планку центр масс тела проходит ниже планки, что дает преимущество по сравнению с перешагиванием на уровне результатов около 200 см не менее 45 сантиметров. Автором этого способа является владимирский легкоатлет - Борис Николаевич Взоров. В 1941 году этим стилем американец Лео Стирс покорил новый мировой рекорд 2,11 м. Этим же стилем прыгал первый советский рекордсмен мира в прыжках в высоту Юрий Степанов, взявший в 1957 году 2,16 м. Звездой прыжков и мирового спорта стал Валерий Брумель, шесть раз бивший мировые рекорды вплоть до 2,28 м. Брумеля отличала практически идеальная техника прыжка, он одним из первых прыгунов для увода бедра толчковой ноги от планки стал приземляться на бок и спину, что потребовало увеличения слоя песка или опилок в яме для приземления, а затем использование резиновой и поролоновой губки. При росте всего 185,5 см Брумель прыгал на 42,5 см выше собственного роста. Последним мировым рекордсменом уже в эпоху следующего стиля (1978) стал Владимир Ященко (СССР), прыгнув на 2,35 м.

Фосбери-флоп При прыжке этим способом спортсмен разбегается наискосок по широкой дуге со стороны маховой ноги (как при «перешагивании») так, чтобы в процессе отталкивания создать вращающий момент для разворота тела спиной к планке. Во время отталкивания дальней от планки, толчковой ногой, таз разворачивается, и, взлетая вверх, спортсмен поворачивается спиной к планке, последовательно перенося через планку части тела, что является неоспоримым биомеханическим преимуществом. При выполнении правильного перехода планки плечи опускаются за планку с одной стороны, а ноги удерживаются с другой, чем достигается положение центра масс тела ниже планки. Когда таз также пройдет над планкой, тазобедренные суставы быстро сгибаются и ноги выпрямляются. Прыгун падает на спину, ноги прямые. Центр масс атлета при прохождении тела над планкой проходит под ней. Этот способ был изобретён американским атлетом по имени Дик (Ричард) Фосбери, когда ему было 16 лет. В 1968 году на Летних Олимпийских играх в Мексике Дик Фосбери с помощью нового способа выиграл золотую олимпийскую награду, установив новый олимпийский рекорд (2,24 метра). В СССР он долгое время был непопулярен в том числе и из-за того, что не хватало поролоновых матов для приземления. Прыгать же способом фосбери-флоп (или фосбюри-флоп) в песок было крайне травмоопасно. Первым спортсменом из СССР, который начал использовать фосбери-флоп, был Кестутис Шапка. Он несколько модифицировал атаку планки выбрасыванием ближней к планке руки вверх. Практически все современные прыгуны в высоту, включая рекордсмена мира Хавьера Сотомайора (2,45), пользуются стилем фосбери-флоп .

Известные атлеты Мужчины: Рэй Юри (США) Чарльз Дюмас [ en ] (США) Джон Томас (США) Валерий Брумель (СССР) Дик Фосбери (США) Юри Тармак (СССР) Владимир Ященко (СССР) Чжу Цзяньхуа (КНР) Рудольф Поварницын (СССР) Игорь Паклин (СССР) Патрик Шёберг (Швеция) Хавьер Сотомайор (Куба) Стефан Хольм (Швеция) Вячеслав Воронин (Россия) Сергей Клюгин (Россия) Андрей Сильнов (Россия) Ярослав Рыбаков (Россия) Иван Ухов (Россия) Богдан Бондаренко (Украина) Женщины: Фанни Бланкерс-Коэн (Нидерланды) Иоланда Балаш (Румыния) Розмари Аккерманн (ГДР) Сара Симеони (Италия) Тамара Быкова (СССР) Бланка Влашич (Хорватия) Стефка Костадинова (Болгария) Кайса Бергквист (Швеция) Елена Слесаренко (Россия) Анна Чичерова (Россия)

Прыжки в высоту представляют собой классический вид легкой атлетики, который, по причинам совершенно таинственным, не числился среди видов, входивших в программу Олимпийских игр Древней Греции. Там прыгали в длину с гантелями в руках, которые отбрасывали перед приземлением, наивно надеясь таким образом увеличить дальность прыжка. Результат древних прыгунов в нашем исчислении составлял около 16 метров, что неизбежно приводит к мысли, что в зачет бралась сумма трех не очень далеких прыжков, потому что на 16 метров за один раз можно прыгнуть только на Луне.

Уже на первых Играх современности в 1896 году разыгрывались две медали в прыжках в высоту, но не у мужчин и женщин, как сейчас, а с места и с разбега - только у мужчин. Забытый вид - прыжки с места, был очень интересен и раскрывал собой талант человека в чистом виде. Единственный способ улучшить этот прыжок состоял в том, что спортсмен перед решающим движением вверх перекатывался несколько раз с пятки на носок, а уже потом взвивался в воздух. Никакие подскоки предварительно не разрешались. Планку переходили народным стилем «перешагивание», знакомым каждому советскому значкисту ГТО. При этом центр тяжести прыгуна находился при переходе планки на целых 15 сантиметров выше нее. Но даже в таких условиях самый знаменитый из старых олимпийцев - американец Рей Юри (Ray Ewry) преодолевал в прыжке с места вполне достойную и до сих пор высоту - 165см.

Рей Юри - самый знатный олимпиец, если учесть его достижения в прыжках в высоту, длину и тройным с места. Он выиграл десять золотых медалей на четырех Олимпиадах - с 1900 года по 1908 (в 1906 году были внеочередные Игры)!

Рей Юри одерживает победу в прыжках в высоту с места на Играх"1908, показав результат 1.57м

С разбега в те времена прыгали не очень много - от 181см в 1896 году до 190см в 1908 году. Все это преодолевалось опять же перешагиванием. Наконец, американец Джордж Хорайн догадался переходить планку лежа к ней боком и поджав толчковую ногу. Этот стиль позволил впервые преодолеть 2 метра и получил название по имени автора - «хорайн» или «хорейн», а в Советском Союзе, боровшемся позже с космополитизмом, - «боковой перекат» или просто «перекат».

Этим способом мужчины дошли до 2.09м в 1937 году, а потом какой-то неизвестный гений догадался имитировать при переходе планки садящегося на лошадь ковбоя и появился стиль, названный во всем мире «ковбойским», а в СССР - «перекидным». Он позволял уже приблизить центр тяжести прыгуна при переходе высоты к планке вплотную и давал преимущество по сравнению с перешагиванием в те самые 15 см. Этим стилем американец Лестер Стирс (Lester Steers) в 1941 году преодолел 2.11м.

Первым советским рекордсменом мира по прыжкам в высоту стал ленинградец Юрий Степанов, который в 1957 году взял высоту 2.16м перекидным стилем. Потом была эпоха Валерия Брумеля, и он, усовершенствовав перекидной стиль до последней возможности, установил шесть официальных мировых рекордов, доведя высший результат до 2.28м в июле 1963 года. Этот прыжок был совершен буквально по заказу Никиты Хрущева на матче СССР-США в Москве. Но вскоре после этого «космический прыгун» Брумель сломал маховую ногу в аварии на мотоцикле и выбыл из мировой обоймы.

Историческим моментом надо считать изобретение американцем Диком Фосбери невероятного стиля, где отталкивание проводилось, как в прыжке, перешагиванием, а потом прыгун переходил планку головой вперед, приземляясь на спину с перекатом. Стиль считался смертельно опасным и долго не внедрялся, пока Фосбери не победил на Олимпийских играх 1963 года в Мехико, практически доказав преимущество своей невероятной новинки. Это растопило лед недоверия, но в Советском Союзе очень тормозил переход на фосбери-флоп профессор и личный тренер Брумеля Владимир Дьячков. К тому же, в Союзе не было достаточного количества оборудования для приземления, и отдельные энтузиасты, рискуя действительно сломать шею, прыгали флопом в песок...

Рекорд Брумеля неожиданно побил совершенно диким вариантом перекидного стиля американец Патрик Матцдорф (Pat Matzdorf), сразу исчезнувший с мировой арены.

Патрик Матцдорф оформляет «перекидным » высоту 2.29м (1971 год)

Соотечественник Матцдорфа Дуайт Стоунз (Dwight Stones) прыгал уже флопом и с 1973 года по 1976 год довел рекорд мира до 2.32м. В последний раз пытался противостоять стилю Фосбери запорожец Владимир Ященко. Прыгая таким же совершенно диким вариантом перекидного, как Матцдорф, переходя планку на несколько сантиметров выше рекорда, он добился достижений в 2.33м и 2.34м (плюс в 1978 году рекорд мира в закрытых помещениях - 2.35м).

Рекорды миры Владимира Ященко - 2.34 (1978) на открытом воздухе и 2.35м (1978) в манеже

Дальше все убедились, что стиль Фосбери позволяет при определенных вариантах с большим прогибом над планкой переходить высоту, огибая ее так, что центр тяжести находился ниже планки. Судьбу стиля окончательно решили гибкие женщины и десятиборцы, которые ухитрялись буквально за один день освоить «флоп» и улучшить личные рекорды с прыжками самыми примитивными по технике. Остановить дальнейшее наступление стиля Фосбери никто уже был не в силах. Сейчас мировой рекорд равняется 2.45м (1993) и принадлежит великому кубинцу Хавьеру Сотомайору .

Действующий мировой рекорд в прыжках в высоту

Эволюция прыжков в высоту

Олимпийская история прыжков в высоту

Страница 7 из 23


Техника прыжков в высоту с разбега

История прыжков в высоту сравнительно коротка. В Олимпийских играх древности нет упоминаний о проведении соревнований по этому виду спорта. Только в начале XIX в. в немецких турнферейнах появился гимнастический прыжок с прямого разбега. В то же время ни один из прыжков не претерпел таких изменений в технике, как в прыжках в высоту. Пять разновидностей в этом виде прыжков - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп» - прошли сравнительно короткий исторический путь.

Первый официально зарегистрированный в 1864 г. результат по прыжкам в высоту равнялся 167 см. Причем разбег и приземление производились по травяному покрытию. Спортсмены прыгали с прямого разбега, переходили через планку, поджимая ноги, или прыгали под острым углом, выполняя движения ногами «ножницами». Впоследствии этот стиль получил название «перешагивание». В 1887 г. американец В. Пейдж установил первый мировой рекорд - 193 см.

Значительный шаг вперед в поисках лучшего стиля позволил создать восточно-американский способ прыжка («волна»), которым американец М. Сунней в 1896 г. установил мировой рекорд, продержавшийся 16 лет, - 197 см. Двухметровую высоту преодолели в 1912 г., применив новый стиль прыжка - «хорайн», названный по имени американского прыгуна Д. Хорайна, впервые показавшего этот стиль. Позже стиль получил название «перекат».

В 1936 г. Д. Ольбриттон демонстрирует новый способ перехода через планку - лежа животом к ней. Интересно, что еще в 20-х гг. этого же столетия Б. Взоров применил такой способ прыжка, но не получил достойного внимания. Этот стиль назвали «перекидной». В 1941 г. американец Л. Стирс установил «перекидным» способом мировой рекорд - 211 см. В 1957 г. советский атлет Ю. Степанов установил новый мировой рекорд - 216 см, прервав более чем семидесятилетнюю гегемонию американских атлетов. А с 1961 г. рекорд перешел к замечатель-ному советскому прыгуну В. Брумелю, прыгавшему «перекидным» стилем, и составил 228 см.

В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р. Фосбери (США) продемонстрировал новый способ перехода через планку - лежа спиной, завоевав при этом золотую медаль. В настоящее время все прыгуны и прыгуньи используют этот стиль прыжка, так как научно доказана его эффективность перед всеми остальными стилями.

На сегодняшний день рекорд мира в прыжках в высоту у мужчин принадлежит X. Сотомайору (Куба) - 245 см, у женщин - С. Костадиновой (Болгария) - 209 см, прыгающими стилем «фосбери-флоп».

Прыжок в высоту с разбега - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Он является координационно-сложным видом, предъявляющим высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: 1) разбег,
2) отталкивание, 3) переход через планку и 4) приземление.

Представим краткий анализ техники стилей прыжков в высоту.

Способ «волна» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег выполняется по прямой линии, под углом к планке 60-70° или под прямым углом, а отталкивание производится в 130-150 см от планки. Чем больше угол разбега, тем дальше место отталкивания. Мах выполняется почти прямой ногой, свободно и широко.

После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимается над планкой, туловище немного поворачивается к толчковой ноге, наклоняясь в сторону разбега: толчковая нога слегка сгибается в коленном суставе.

В положении над планкой, когда тазобедренный сустав маховой ноги пересекает ее проекцию, маховая нога энергично опускается за планку стопой внутрь. Туловище поворачивается грудью к планке, толчковая нога до предела приводится внутрь и поднимается как можно выше над планкой. Плечи вместе с головой наклоняются вниз в сторону разбега. Маховая нога и туловище образуют дугу («волну») над планкой в высшей точке, в которой находится таз. Руки опускаются вниз или разводятся в стороны.

Продолжая дугообразное движение, толчковая нога опускается вниз, прыгун поворачивается всей грудью к планке, отводя голову и плечи назад. Маховая нога, сгибаясь в колене, отводится назад. Приземление осуществляется на толчковую ногу грудью или боком к планке (рис. 8).

Рис. 8. Прыжок в высоту способом «волна»

Способ «перекат» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег выполняется под углом к планке в 30-45°, а отталкивание происходит ближней к планке ногой. Мах выполняется прямой ногой, которая затем может слегка согнуться в коленном суставе. После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимется над планкой, прыгун подтягивает толчковую ногу, сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах, прижимает ее к маховой ноге. Туловище откланяется назад, вдоль планки. Во время взлета прыгун находится грудью к планке, когда его тело поднимается над планкой, он переходит ее тем боком, что и толчковая нога. Руки одновременно с махом ноги идут вверх, затем, при переходе через планку, опускаются, помогая развернуть туловище грудью вниз. Прыгун переходит через планку боком с внешней стороны тела. После перехода планки толчковая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе, но сохраняя тупой угол в тазобедренном суставе. Туловище разворачивается грудью, руки опускаются вниз, маховая нога находится на уровне туловища. Приземление происходит на толчковую ногу и по необходимости на руки (рис. 9).



Рис. 9. Прыжок в высоту способом «перекат»

Способ «перекидной» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег выполняется под углом 25-35° к планке, отталкивание производится ближней к планке ногой. Взлет по технике такой же, как и в способе «перекат». Мах выполняется прямой ногой широко и свободно, создавая уже в начальной стадии взлета вращательный момент. Обе руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются одновременно с маховой ногой. Плечи и туловище отводятся назад, прыгун принимает положение вдоль планки, грудью к ней (рис. 10).



Рис. 10. Прыжок в высоту способом «перекидной»

Толчковая нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах, колено отводится в сторону кнаружи, пятка приближается к колену маховой ноги. Прыгун переходит через планку грудью и животом. За счет движения маховой ноги и отведения толчковой ноги кнаружи создается вращательный момент вокруг планки. Взлетев над ней, прыгун опускает маховую руку и плечо за планку, а противоположное плечо и руку отводит в сторону и назад за спину. Одновременно с этим отводится колено толчковой ноги, маховая нога несколько опускается за планку. Приземление осуществляется на маховые ногу и руку, или на маховую часть тела прыгуна, или, при сильном вращательном моменте, на спину (рис. 10).

Приземление перечисленными способами прыжков обычно происходило в яму с взрыхленным песком, высотой 70 см. Для того чтобы не получить травму, прыгунам необходимо было много времени отводить на изучение техники приземления.

Способ «перешагивание» - это стиль прыжка в высоту, в котором разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45?, а отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки.

Данный стиль хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к местам приземления применяется в школах на физкультурных занятиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также, на этапе начальных занятий легкой атлетикой.

Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, - это и будет искомое место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится, почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене.

Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх-вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета (рис. 11).



Рис. 11. Прыжок в высоту способом «перешагивание»

Стиль «перешагивание» можно использовать при изучении техники дугообразного разбега в «фосбери-флоп» у начинающих легкоатлетов.

Долгое время спортсмены использовали технику прыжка в высоту способом «перекидной». Появлению нового стиля способствовало применение новых мягких материалов (поролоновых матов) для места приземления. И, несмотря на это, почти десятилетие понадобилось, чтобы новый стиль добился своего преимущества. Многие биомеханические исследования этих двух стилей, в конце концов, отдали предпочтение новому современному стилю.

Способ «фосбери-флоп» - это стиль прыжка в высоту, в котором первые шаги разбега выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно к плоскости планки, а последние 3-5 шагов выполняются по дуге, причем если скорость невысокая, то используют меньшее количество шагов по дуге, и наоборот.

Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгуна индивидуально, в зависимости от уровня его технического мастерства и физических качеств. Разбег в этом стиле характеризуется более высокой скоростью и дугообразной формой. Это объясняется тем, что при больших скоростях на дуге с малым радиусом возникает большое центробежное ускорение, которое отрицательно влияет на эффективность отталкивания и создает определенные трудности прыгуну. Оптимальная скорость разбега взаимосвязана с количеством беговых шагов. Обычно прыгун начинает разбег с небольшого подхода и выполняет 9-11 беговых шагов. Вначале разбега туловище несколько наклоняется вперед, шаги выполняются с передней части стопы «загребающим» движением, приближаясь по технике к прыжкам в длину. Беговые шаги выполняются широким свободным движением, в то же время упруго и высоко держась на стопе. Скорость разбега набирается сразу и к концу разбега несколько увеличивается. У ведущих спортсменов скорость разбега составляет 7,9 - 8,2 м/с.

Сложный элемент техники разбега - бег на последних шагах по дуге, когда возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги и массы тела прыгуна. Под действием дополнительной нагрузки опорная нога больше выпрямляется в колене. Это противоречит задаче понижения траектории ОЦМ за счет подседания. Для противодействия этой силе прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сектора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи. Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага уменьшается на 10-15 см. С ростом технического мастерства значение приобре-тает не абсолютная скорость разбега, а способность к увеличению темпа последних шагов разбега.

Одним из главных элементов является подготовка к отталкиванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Маховая нога ставится мягко, прыгун, как бы прокатываясь на ней, активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечивая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены назад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены немного назад и в сторону центра дуги.

Большое значение в подготовке к эффективному отталкиванию имеет снижение ОЦМ на последних двух шагах разбега. При беге по дуге у прыгунов наблюдается меньшее сгибание в коленных суставах, т.е. более высокая посадка бега. Это связано с противодействием дополни-тельным силам, возникающим под действием центробежной силы, т.е. бег по дуге предъявляет более высокие требования к мышцам спортсмена, чем бег по прямой с одинаковой скоростью.
С увеличением скорости бега по дуге прыгун еще меньше сгибает ноги в коленях, но увеличивает наклон туловища к центру дуги. Для того чтобы выставить прямую толчковую ногу вперед, необходимо понизить ОЦМ, так как в противном случае нога будет ставиться сверху, ударным действием, что оказывает отрицательное воздействие на отталкивание. М. Румянцева в журнале «Легкая атлетика» предлагает для снижения ОЦМ использовать постановку ног в последних шагах по принципу «треугольника» (рис. 12).


Рис. 12. Треугольник разбега: а и б - предпоследний и последний шаги;

h - высота треугольника

По ее данным, постановка ног в стороны понижает ОЦМ на 2-3 см. Это понижение происходит при высоте треугольника, в пределах 39-45 см. Чем выше квалификация, длина тела прыгуна и скорость его разбега по дуге, тем больше высота треугольника. Чем больше высота треугольника, тем больше вертикальное перемещение ОЦМ в период отталкивания. Увеличение вертикального перемещения ОЦМ при отталкивании, за счет более низкого его положения при постановке толчковой ноги, дает возможность существенно увеличить результат прыжка.

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой главной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым, придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптимальные условия для рационального преодоления планки.

После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. В этой фазе амортизации создаются предпосылки для эффективного отталкивания.

В момент прохождения вертикали угол сгибания в коленном суставе составляет 150-160°, приближаясь к углу сгибания в прыжках в длину (для сравнения: угол сгибания в колене при прыжках «перекидным» способом больше и равен 90-105°). После прохождения вертикали начинается активное разгибание толчковой ноги. Необходимо, чтобы силы мышц, разгибающие ногу, проходили через ОЦМ и плечи прыгуна. Мах выполняется полусогнутой ногой в сторону от планки, помогая прыгуну развернуться к планке спиной. Обе руки активно поднимаются вверх-вперед чуть выше головы. Время отталкивания в этом стиле 0,17–0,19 с, почти в полтора раза меньше, чем в прыжках «перекидным» способом. Угол вылета в прыжках «фосбери-флоп» составляет 50-60°: чем выше скорость разбега, тем меньше угол вылета. После отрыва толчковой ноги от грунта начинается фаза полета.

Полет - это техническое действие, которое направлено на создание оптимальных условий для перехода через планку.

После отталкивания маховая нога опускается к толчковой и обе ноги сгибаются в коленных суставах. Прыгун находится спиной к планке. Плечи посылаются за планку вместе с маховой рукой. Прыгун прогибается в пояснице, принимая положение «полумостика» над планкой. Подбородок прижимается к груди. Когда таз находится над планкой, то плечи опускаются ниже ее уровня, а ноги поднимаются вверх, несколько сгибаясь в тазобедренных и почти выпрямляясь в коленных суставах. Следует обратить внимание на активное выпрямление голени в момент прохода ОЦМ планки. Начинается снижение ОЦМ и всего тела прыгуна. В этой части прыгун должен создать условия для безопасного приземления.

В прыжках в высоту современные места приземления позволяют не думать о самом приземлении, но это относится только к предыдущим стилям прыжков. При прыжках способом «фосбери-флоп» необходимо особое внимание уделить технике приземления. Связано это с тем, что прыгун приземляется на спину или на плечи, не видя места приземления. Порой даже мелкие нарушения техники приземления приводят к различного рода травмам. Нужно сразу учить правильно приземляться, особенно детей старшего возраста. Боязнь приземления даже на мягкие маты может оттолкнуть юных спортсменов от изучения этого стиля прыжков в высоту. Лучше всего обучение приземлению проходит у детей младшего возраста - они меньше боятся. Изучив падение назад, в группировке, с закрытыми глазами, можно переходить к изучению самого прыжка.