Как правильно дышать когда поешь. Певческое дыхание. Дыши правильно — пой громче! Что даёт правильное певческое дыхание

Больше половины начинающих вокалистов на пути своего развития замечают, что не могут двигаться дальше. Главная причина отсутствия прогресса в их обучение - недостаточное внимание к постановке правильной техники. Эта статья поможет новичкам разобраться, как научиться правильно дышать при пении.

Если вы уделяли достаточное количество времени упражнениям и уже в состоянии исполнять несложные композиции, но у вас не получается освоить более сложный материал, то наверняка причина в неправильно поставленном дыхании.

Правильное дыхание при пении является основой вокальной опоры, а без нее невозможно качественное исполнение сложных партий.

Виды дыхания

Если вы собираетесь научиться, как дышать при пении, важно различать виды дыхания. Оно может быть:

  • Ключичное - то есть верхней часть тела. Если вы чувствуете, что во время пения у вас поднимаются плечи - вы используете именно его, а это в корне неправильно.
  • Грудное. Присущее среднестатистическому здоровому человеку. Интересный факт: во сне женщины всегда дышат именно так.
  • Диафрагменное или брюшное. Именно оно считается правильным дыханием для вокала. При нем используется диафрагма и мышцы брюшного пресса.

Как узнать правильное дыхание

Следует проанализировать то, как вы дышите во время исполнения песни. Если воздух идет через грудь или при вдохе поднимаются плечи - вы делаете неправильно. Правильно брать дыхание при пении - значит двигать только мышцами живота.

Профессиональные педагоги, занимающиеся постановкой дыхания отличают правильную технику по нескольким показателям:

  1. Исполнитель может долго тянуть одну ноту. Главный показатель неправильного исполнения - неспособность певца достаточно долго удержать длинную ноту. Если дыхание поставлено неправильно или не поставлено вовсе, то певцу банально не хватит воздуха. Как следствие: фальшь, потеря тембра и яркости исполнения.
  2. Фразы не прерываются на середине. Один из показателей правильного певческого исполнения - способность вокалиста пропеть фразу на одном выдохе. Если певец начинает брать воздух в середине строчки песни, то вся фраза может потерять не только смысл, но и эмоциональный окрас.
  3. Голос раскрывается до конца. Если педагог слышит, что вокал исполнителя не звучит в полную силу, наверняка дело в неправильном вдохе. Без поставленной техники невозможно даже определить тембр голоса вокалиста.
  4. При исполнении у вокалиста не поднимаются плечи. Как уже было сказано, это - главный показатель того, что певец использует диафрагму, следовательно исполнение не страдает.
  5. Отсутствие болей в горле. Певцы, у которых не работает диафрагма, стараются придать силу голосу с помощью горла, что очень вредит связкам и приводит к возникновению болевых ощущений. При правильно поставленной технике болевые ощущения не возникают.
  6. Мягкое исполнение. Главный показатель неправильного исполнения - резкий и местами неприятный голос исполнителя. Диафрагменное исполнение дает возможность управлять собственным голосом и правильно добиваться максимально приятного звучания.

Как дышать диафрагмой при пении

Для того, чтобы научиться как дышать животом при пении достаточно исполнять ежедневно простое упражнение:

  1. Примите лежачее положение;
  2. Расположите руки на боку, направив большие пальцы в центр живота;
  3. При вдохе и выдохе старайтесь использовать исключительно мышцы живота.

После нескольких дней, старайтесь постоянно дышать, используя диафрагму.

Укрепление дыхательных мышц: как правильно брать дыхание при пении

Научиться как правильно брать дыхание при пении лучше всего с помощью профессионального педагога. Но если вы решили освоить эту науку самостоятельно, то вот несколько несложных упражнений:

  1. Погончики. Смысл упражнения в том, чтобы сделать подряд 8 глубоких вдохов через нос. Затем перерыв на 3-5 секунд. Повторяем 12 раз.
  2. Ладошки. Делаем по 4 крупных вдоха носом, а выдыхаем бесшумно через рот. Каждые 4 вдоха делаем перерыв на 5 секунд. Повторяем 24 раза.
  3. Глубокий вдох. Набираем полный живот воздуха и стараемся медленно выпускать воздух через рот, параллельно пытаясь прочувствовать напряжение диафрагмы. Делаем 3 подхода по 15 раз с небольшим перерывом.
  4. Резкий вдох. Смысл этого упражнения в том, чтобы резко набрать полную грудь воздуха и также резко его выпустить Выполняется ежедневно по 10-12 раз.

Профессиональное обучение дыханию и пению

Все эти упражнения простые, освоить их можно легко. Но со стороны увидеть какие-то недочеты или ошибки – невозможно. Только профессиональный педагог, занимающийся обучением вокалу, сможет подобрать индивидуальную программу обучения. Преподаватель музыкальной школы «АртВокал» проконсультирует вас бесплатно – заполните форму заявки или свяжитесь с нами по контактным данным.

Наверняка вы слышали, что правильное дыхание при пении - это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров учат дышать так же, такой же тип дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно нужно дышать животом, я расскажу на этой странице.

Хотя бы чему-то можно самостоятельно научиться с помощью статей в интернете!)) Да, и я вам постараюсь помочь) Осваивая упражнения на развитие правильного певческого дыхания, вы, по крайней мере, не напоёте себе узелков на связках и не наделаете проблем)

Физиологически различают несколько типов дыхания:

  1. Верхнерёберное, оно же ключичное, оно же клавикулярное дыхание.
  2. Среднерёберное, кастальное или грудное дыхание.
  3. Нижнерёберное, оно же абдоминальное, оно же брюшное или диафрагматическое дыхание.

Первый тип - ключичное дыхание - характеризуется преимущественно участием плеч и ключиц: при вдохе плечи поднимаются, и это заметно. Кислород в этом случае поступает по большей части лишь в верхушки лёгких. Участие диафрагмы незначительно. Считается, что физиологически так дышат школьники и женщины.

При втором типе дыхания преобладают движения средних рёбер и грудной кости: более всего заметно движение в груди - "вздымается грудь". Нас в своё время учили, что так дышат младенцы и подростки.

При брюшном дыхании движется только живот, в значительной степени подключается диафрагма (но её движение мы не увидим и почувствовать в большинстве случаев не сможем), а воздух наполняет нижние части лёгких. Считается, что так дышат мужчины.

Самое удивительное и невероятное, что за 10 с лишним лет обучения пению я не видела ни одного человека, который бы пришёл и изначально дышал животом!!! Даже взрослые мужчины чаще всего дышат плечами. Есть женщины, которые физиологически дышат грудью, но и женщины чаще всего дышат клавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание - вопрос, актуальный для 99,5% людей, которые учатся петь.

При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост-абдоминальный тип, который предполагает брюшное дыхание с некоторым подключением дыхания грудного. В первую очередь важно именно брюшное, диафрагматическое дыхание! Поэтому мой вам искренний совет опытного преподавателя: учитесь дышать животом! Научитесь дышать животом, и лишь потом можно чуть подключить грудь!

Упражнения .

Перейдём от теории к практике. Подойдите к зеркалу. Положите руки на живот. На середину живота, в районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение. Скорее всего, вы увидите движение в районе плеч или груди. Это неправильное дыхание. То есть, конечно, петь вы сможете, только этот тип дыхания будет вам мешать.

Также стоя перед зеркалом, также положив руки на живот (плечи при этом расслабьте, опустите), постарайтесь вдохнуть так, чтобы движение было только в животе. Чтобы живот толкнул ваши руки чуть вперёд. Буквально на пару сантиметров. При это плечи и грудь не должны двигаться - ни на миллимметр! В плечах не должно быть и микроскопического движения!!! Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик, и он слегка надувается (так детям объясняют)). Живот двигается чуть вперёд. Плечи и грудь не шелохнутся.

Получилось? У большинства получилось!

Не получилось? В плечах по-прежнему есть микроскопическое, но движение? Ок! Тогда представьте, что вашу макушку, и плечи, и грудь - всё залили цементом, и только живот остался свободным, только животом вы можете двинуть:-D Нет, серьёзно, должно помочь.

Вам всего лишь нужно добиться, чтобы при вдохе двинулся живот - слегка вперёд, двигая вашу руку. Буквально на 1-2 сантиметра, больше и не нужно! При этом ни в коем случае не допускайте движения в плечах!

Если всё равно не очень получается, попробуйте лечь. Не двигайте плечами и грудью, двигайте только животом. Знайте: вдохнуть животом могут абсолютно все!!! Вне зависимости от возраста и прочих ваших уникальных сторон и качеств!

Получилось? Ура! Я в вас верила!!! Повторите опус стоя перед зеркалом. Продемонстрируйте упражнение домочадцам! Получается? Прекрасно!!!
Но не обольщайтесь! Только лишь вы начнёте петь и подумаете о чём-то другом, кроме дыхания, например, о высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте пользоваться своим физиологическим, обычным типом дыхания! За правильным дыханием нужно всё время следить! Пока это не превратилось в навык: в умение, которое вы используете при пении уже бессознательно!!!

В этой статье я не буду касаться вопроса постановки звука "на дыхание" и пения на опоре. Считаю, что здесь уже нужен контроль профессионала, иначе можно наделать бед.

Но остались ещё несколько вопросов относительно того, как именно нужно дышать при пении.

  1. Носом или ртом? В вокальной литературе нет однозначного мнения и нет согласия специалистов. Одни говорят, нужно дышать обязательно ртом, другие - исключительно носом! Моё мнение таково. Лучше дышать носом - если нет каких-либо затруднений с носовым дыханием - например, заложенности носа. Если вы духовик и привыкли дышать ртом, переучиваться и "ломать" себя не стоит - при пении вполне допустимо дышать ртом.
  2. Как много воздуха следует брать при пении? Не берите много воздуха! Ваш вдох при пении должен быть таким же по объёму, как и обычный вдох в состоянии покоя.
  3. Как быстро следует дышать - то есть как быстро нужно втянуть в себя этот "обычный для себя" объём воздуха? Это зависит от темпа произведения - в быстром произведении вы дышите быстрее, в медленном - более плавно и медленно. Не циклитесь на этом. Следите лучше, чтобы плечи не двигались, а двигался только живот.

Что даёт правильное певческое дыхание:

  • Воздух, который вы вдохнули, более контролируемый. Вы можете более экономно расходовать его, лучше управлять им.
  • Если тип певческого дыхания правильный, выдох может быть гораздо более длительным, чем при неправильном типе дыхания.
  • Вдох, наполняющий воздухом нижние доли лёгких, способен создать в перспективе "столб" воздуха (повышенное давление в бронхиальном дереве!), который при прохождении через голосовые связки заставит их колебаться с большей амплитудой, а значит, будет способствовать более яркому и сильному звуку. Собственно, без правильной техники дыхания невозможно пение на опоре, пение на дыхании! Но это уже отдельная тема...

Сложно не процитировать в конце этой статьи известную фразу "Искусство пения - это искусство дыхания". Только, если честно, отражает она лишь одну из сторон этого сложнейшего искусства. Само по себе правильное певческое дыхание не обеспечивает вам красивое и правильное пение,

Профессиональный преподаватель сразу отличит новичка от опытного вокалиста по постановке его дыхания. Главными признаками не поставленного дыхания является:

  1. Невозможность протянуть длинную ноту. Новичку просто не хватит воздуха, чтобы ее удержать, поэтому у него начинает дрожать голос на длинных нотах, появляться фальшь, тембр становиться тусклым или звук пропадает совсем.
  2. Невозможность спеть фразу на одном дыхании. Часто такое певец начинает брать дыхание в середине слов, что искажает передачу смысла песни и ее настроения. Особенно ярко это проявляется в медленных или, напротив, очень быстрых композициях.
  3. Голос звучит тускло, не в полную силу. В нем не полностью раскрывается его тембр, характерная интонация, даже в некоторых случаях трудно понять, кто поет, сопрано или меццо, тенор или баритон. Без правильного дыхания хороший вокал невозможен.
  4. Дыхание короткое, непродолжительное, при вдохе поднимаются плечи. Это происходит потому, что у непрофессионала дышат только верхушки легких, поэтому ему не хватает дыхания, чтобы удержать всю фразу до конца.
  5. Наличие различных зажимов в голосе, боли в горле во время исполнения песни, быстрая усталость, осиплость. Чтобы дотянуть фразу до конца, вокалисты начинают удерживать ее горлом, прикладывая значительные усилия. Это очень вредно для здоровья, поэтому у вокалистов с не поставленным дыханием часто развиваются ангины, воспалительные заболевания, а также ларингиты и осиплость. Правильная постановка дыхания снимает все эти проблемы и голос начинает звучать плавно, богато и красиво.
  6. Невозможность спеть мягко, филировать звуки на длинных нотах. Без правильного дыхания голос становится резким, пронзительным и неприятным. У него может появляться характерный визгливый звук, при этом, когда нужно спеть тихо, голос пропадает. В результате вокалист не может управлять своим голосам, делать его тише и громче, сочнее и насыщеннее, и тихие ноты у него не звучат. Правильная постановка дыхания позволит вам менять громкость вашего голоса, при этом его будет слышно даже на самых тихих нотах.

Постановка дыхания не потребует от вас значительного времени и усилий, но зато вы сможете петь красиво и свободно длительное время, без признаков усталости и боли в горле после занятий вокалом. Большинство вокалистов осваивают ее за несколько недель, а некоторые и с первого раза. Правда, постановка дыхания для хорового и сольного пения немного отличается.

Если вокалист, который поет сольно, не может взять дыхание на длинной ноте, то многие хоровые произведения построены так, что протянуть одну ноту на дыхании невозможно. Поэтому, когда один из исполнителей берет дыхание, остальные держат ноту, в то время как дирижер управляет звучанием, делая его то громче, то тише. То же самое происходит и в ансамбле, только пением там управляют сами исполнители.

Как научиться дышать при пении – упражнения

На самом деле, ничего тут сложного нет. Главный секрет, как правильно дышать при пении, заключается в глубоком и равномерном дыхании. Его нужно брать не плечами, а низом живота. При этом плечи не поднимаются, они свободны и расслаблены. Это нужно проконтролировать перед зеркалом. Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох. Если вы все делаете правильно, то рука на животе будет подниматься, а плечи останутся расслабленными и неподвижными. Затем попробуйте сделать глубокий вдох и спеть какую-то фразу или просто потянуть длинный звук. Протяните его, сколько сможете. Вот с таким ощущением нужно и нужно петь. Ежедневная тренировка дыхания поможет вам привыкнуть к этому ощущению.

Как правильно дышать при пении романса или песни? Вам нужно взять нотный текст и посмотреть, где стоят запятые. Ими обозначается дыхание между фразами или в определенных местах для создания особого эффекта. Преподаватели советуют брать дыхание перед началом следующей фразы в тексте. Конец фразы стоит немного продлить и сделать тише, чтобы не создалось ощущение, что вам не хватает воздуха.

Много ли времени занимает тренировка дыхания? Если речь идет об отдельных упражнениях, то не больше 20 минут в день, ну а в целом сам процесс пения является самым лучшим тренажером для дыхания при условии, что вы поете правильно. Вот несколько простых упражнений:

  1. Медленный выдох на звуке «ш». Вам нужно взять часы с секундной стрелкой, сделать максимально глубокий вдох и выдыхать на звуке «ш» очень медленно. Норма – 45 или 50 секунд для взрослого человека.
  2. Медленный выдох на звуке. Попробуйте спеть медленную фразу на экономном выдохе на одном звуке или вокальное упражнение. Чем длиннее фраза, тем быстрее вы научитесь петь на дыхании длинные ноты и фразы.
  3. Теперь попробуйте петь фразу с длительным произношением слов. Это труднее, чем предыдущие упражнения, но результат того стоит. Успехов вам и хороших результатов!

Вам понадобится

  • - сборник вокальных упражнений;
  • - камертон;
  • - зеркало;
  • - плеер с записями популярных песен;
  • - папиросная бумага;
  • - свечка.

Инструкция

Определите свой тип дыхания. Может быть, вы от природы умеете дышать правильно, так что вам остается только закрепить имеющиеся навыки. Различают четыре типа дыхания: грудной, он же реберный или костальный, два типа груднобрющного (реберно-диафрагматический и нижнереберно-диафрагматический), брюшной (диафрагматический). При грудном дыхании расширяется верхняя часть грудной клетки. Живот, наоборот, втягивается. При груднобрюшном дыхании участвуют и грудь, и диафрагма, а при брюшном, соответственно, опускается и поднимается диафрагма. Живот надувается, а грудь остается неподвижной. Женщинам чаще свойственно грудное дыхание, – брюшное, но встречаются и исключения. Мастера вокала до сих пор не пришли к единому мнению, какой тип лучше – груднобрюшной второй или брюшной. Опытный вокалист одинаково владеет всеми типами дыхания, и в случае необходимости может воспользоваться любым. Это зависит от художественной задачи. Начинающему же нужно первым делом заставить работать диафрагму.

Научитесь делать короткий, но глубокий вдох. Встаньте прямо, резко вдохните воздух через нос, а затем медленно выдохните через рот. Упражнение лучше всего делать перед большим зеркалом. Пронаблюдайте, в каком положении находятся при вдохе и выдохе находятся грудь и живот.

Сделайте следующее упражнение. Встаньте прямо. Одну руку положите на живот. Сделайте короткий вдох, стараясь набрать как можно больше воздуха, а затем медленный выдох. Ваша рука должна почувствовать, как надувается, а затем принимает обычное положение живот. При брюшном и грудобрюшном дыхании он не втягивается, Можно проконтролировать процесс, положив ладонь на нижнее ребро. Ребра при дыхании раздвигаются.

Если возникают проблемы с выдохом, используйте несколько упражнений. Например, можно задувать свечку. В первый раз поставьте ее на таком расстоянии, на котором вы можете задуть пламя без особых усилий. Постепенно отодвигайте свечку.

Хорошим подспорьем станут ленты из тонкой бумаги. Нарежьте ленточки, подвесьте их на нитку. Нитку натяните между двумя гвоздями (например, в дверном проеме). Дуйте на ленточки, постепенно отодвигаясь от шнурка.

Попробуйте распределить дыхание на целую музыкальную фразу. Петь пока не надо. Включите плеер с записью хорошо знакомой песни. Вдохните в начале фразы и медленно выдохните. Может случиться, что к концу фразы у вас останется еще какое-то количество воздуха. Его необходимо выдохнуть перед следующим вдохом. Это может оказаться важным, когда вы перейдете к исполнению музыкальных произведений.

Отличается ли ваше разговорное дыхание и дыхание при пении?

Согласитесь, когда мы используем певческое дыхание, голос звучит иначе. Чтобы почувствовать, чем отличается дыхание при пении от вашего обычного разговорного, предлагаю несложный тест: посчитайте вслух от одного до десяти привычным разговорным тоном. Затем сделайте тоже самое еще раз, но напевно.

Все верно: дыхание при пении подразумевает растяжку звука за счет выдоха. Выдох соединяет слова песни, делает их певучими и красивыми.

Певческое дыхание сложнее, чем простое разговорное, оно требует от нас большего внимания и контроля. В жизни мы говорим коротко, выпуская мало воздуха, но при пении вдох становится интенсивнее, а выдох — продолжительнее.

Существуют определенные принципы, понимая которые, вы очень быстро соедините голос и дыхание в одно целое, и запоете легко и свободно.

Принцип первый — вдох при пении . Как правиль но вдыхать?

Как вы уже догадались, вдох при пении отличается от разговорного. Такой певческий вдох используют и актеры, и лекторы, и дикторы. Все, у кого поставлен голос и дыхание.

Если вы смотрите новости или различные ток-шоу, прислушайтесь, как и сколько вдыхают ведущие, их вдох слышен между слов. В зависимости от длины фразы они распределяют количество набранного воздуха, экономят его. Вдыхают интенсивно и коротко. В этом и смысл вокального дыхания: за доли секунды необходимо взять много воздуха сразу.

Вдох при пении не должен быть вялым. Но и не растянутым по времени, иначе есть вероятность что он пойдет в верхнюю часть грудной клетки, а не в низ ребер. Цепкий и емкий вдох — вот самое лучшее описание для певческого вдоха.

Максимально приближен к такому вдох удивления в обычной жизни. Представьте, что вы удивились чему-то или испугались и ахнули с открытым ртом. Сделайте это со звуком, интенсивно вдохните на слоге “Ах!”.

Посмотрите, куда и сколько вы взяли воздуха. Напомню, что взять дыхание нужно коротко, быстро, но интенсивно. Воздух идет в низ легких, раздвигая нижние ребра. Повторите такой же острый короткий вдох, но уже беззвучно.

Вдыхать можно и ртом, и носом: поищите комфортный для вас способ.

  • Послушайте своих любимых певцов. Посмотрите live-концерты знаменитостей, например, в записи на Youtube, где они поют вживую и слышно, насколько интенсивно их дыхание при пении. Вдох профессионального певца всегда короткий и активный, а не размазанный! Вы удивитесь, как раньше, слушая любимые песни, могли не замечать этого. Если вы разучиваете известную песню, обязательно проанализируйте, где и сколько вдыхает исполнитель в оригинальной версии, и постарайтесь повторить.
  • Не стесняйтесь брать вдох шумно, даже если поете в микрофон. Дыхание профессионального вокалиста всегда слышно и видно. Это правильно! Хуже, если вы вдыхаете так вяло и беззвучно, что и сами не понимаете, взяли вы воздух или нет.
  • Важно создавать воздухообмен: брать немного дыхания, но активно выпускать набранное. Тогда воздух не будет застаиваться в вас, голос станет подвижным и живым.
  • Вдох при пении должен быть комфортным, удобным по количеству воздуха. Частая ошибка начинающих вокалистов в том, что они искусственно создают напряжение при вдохе и выдохе, только так им кажется, что у голоса есть опора. Они набирают как можно больше воздуха в легкие и не выпускают, удерживая его зажатыми мышцами горла и живота, в страхе, что иначе выдоха может не хватить на длинную фразу. Увы, такое состояние только парализует голос. Дыхание не выходит.

А ведь все работает наоборот: вдох должен быть небольшим и емким, а выдох — продолжительным, плавным и свободным.

В работе с дыханием очень помогает , также известная как парадокс вокального дыхания . Она позволяет распределить дыхание при пении и не дать ему быстро сдуться.

Еще немного о певческом вдохе...

Существует байка, что в 90-е годы, когда расцветало искусство цифровой звукозаписи и электронных звуковых эффектов, призвук живого сильного вдоха во время пения считался дефектом.

Любые придыхания и вдохи певца беспощадно вырезали, создавая между фразами паузы. Отчего порой складывалось ощущение, что поп-дивы, например, Уитни Хьюстон или Селин Дион, на своих ранних альбомах, вообще не вдыхают и поют все на одном выдохе, словно роботы.

Сейчас в век выступлений под фонограмму и продвинутого тюнинга голоса, наоборот, любые придыхания, вдохи и сипы певца стараются сохранить даже при студийной записи. Они передают настоящий голос исполнителя, свидетельствуют, что человек поет вживую.

А как вы ощущаете свой выдох?

Многие ученики не чувствуют, выдыхают ли они, когда поют. Например, когда вы зажимаете мышцы в попытке удержать воздух, так как боитесь, что он быстро кончится, но на самом деле не управляете своим дыханием, не чувствуете его. Это приводит к ненужным спазмам голоса. Знакомо?..

Приучите себя выдыхать! Делайте выдох при пении активным, обращайте внимание на работу диафрагмы и ребер. Перед пением выдохните с открытым ртом: почувствуйте струю воздуха на губах, холодок на нёбе. И пропойте звук, сохраняя эти же телесные ощущения.

Голосовой аппарат устроен так, что звук воспроизводится только на выдохе. В бездыханном состоянии мы становимся немыми. Посчитайте громко вслух, при этом совсем не выдыхая — ни капельки. У вас не получится!

Голос и дыхание являются одним целым. Можно представлять, что при пении дыхание похоже на исходящий из вас непрерывный поток воздуха, либо на направленную вперед струю. Нужно сохранять этот образ воздушного потока и во время звукоизвлечения. Иначе вы станете петь отрывисто, по слогам, а в голосе не будет красоты и мелодичности.

Дыхание словно топливо в автомобиле. Благодаря дыханию голос летит вперед, а не стоит на месте.

К сожалению, современные поп-мелодии не требуют большой работы выдоха. В нынешних песнях мало длинных распевов и сложных нот, а интонациями они приближены к речи, где на первое место выходит ритм.

Разве у вас не складывается ощущение, что современные певцы просто говорят? Из-за этого кажется, нет нужды использовать дыхание в полной мере. Но это обманчивое впечатление, дыхание при пении должно работать всегда!

Для меня до сих пор кажется загадкой, почему зажимая воздух внутри грудной клетки, не давая ему свободно выйти и даже не задумываясь о выдохе, люди хотят красиво и свободно звучать!

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, буду рада пообщаться!

Вам понравится: