Как становятся инструкторами йоги? Обучение на инструктора йоги в Федерации йоги России Как будет составлено расписание тичерз-тренинга

Для того, чтобы стать инструктором йоги, необходимо, в первую очередь, ваше желание и намерение учить, передавать знания и опыт людям и помогать им. Во-вторых, – опыт самостоятельной личной практики не менее года. И, в-третьих, – записаться сейчас на курсы в Школу инструкторов йоги Федерации йоги России!

На данный момент есть следующие ближайшие группы курса Инструкторов хатха-йоги, куда вы можете записаться:

Даты Занятия
с понедельника по субботу
с 8:00 до 15:00
с понедельника по субботу
с 8:00 до 15:00
9 – 28 сентября 2019 г.
г. Москва, курс 6 дней в неделю, группа №156
с понедельника по субботу
с 10:00 до 17:00

Обучение и на очном, и на курсе выходного дня (заочном) проводится по единой программе подготовки инструкторов хатха-йоги и тем же педагогическим составом. Программа обучения и на очном, и на курсе выходного дня одинакова, разница лишь в графике занятий (по будням, либо по выходным), что сделано специально для удобства поступающих.

Сертификаты и дипломы

При успешном окончании обучения выпускники курса инструкторов хатха-йоги получают:

  • Сертификат Инструктора хатха-йоги, подтверждающий квалификацию,
  • Удостоверение Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Школа инструкторов йоги» о прохождении курса «Теория и практика хатха-йоги», дающее право преподавать йогу,
  • Карточка инструктора ,
  • Ваше имя вносится в Общероссийский реестр преподавателей йоги.

Дополнительно по желанию выпускники могут получить Сертификат Международного Альянса Йоги (Индия) и Сертификат Альянса йоги США с регистрацией в Реестрах этих международных организаций.

Программа курса

Обучение на инструктора хатха-йоги проходит по специально разработанной программе YTTC-200 (Yoga Teacher Training Course, 200 часов), зарегистрированной в Международном Альянсе йоги (Yoga Alliance International Worldwide, Индия), Международной Федерации йоги (International Yoga Federation), Европейском союзе йоги (European Union of Yoga Association) и в Альянсе йоги США (Yoga Alliance USA).

Обучение в Школе инструкторов йоги Федерации йоги России не только соответствует всем российским и международным стандартам, но и дает возможность выпускникам Школы без дополнительных экзаменов получить дипломы и попасть в реестры самых крупных международных организаций йоги – Международного Альянса йоги и Альянса йоги США.

  1. Йога – определение самой дисциплины. История и основы философии. Немного о разных стилях и основных современных школах хатха-йоги.
  2. Основные трактаты по йоге (Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Йога-сутры Патанджали, Шандилья-панишада), Восьмиступенчатая йога согласно Йога-Сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите.
  3. Этические и моральные принципы йоги : Яма и Нияма. Универсальный кодекс нравственных законов и ежедневных предписаний Йоги. Кармическое значение этих законов.
  4. История йоги России . Первые печатные издания, школы, основатели. Дореволюционный период, первые упоминания о йоге: Рерихи, Смирнов Б.Л., Ефремов И.А., Зубков А.Н. и другие.
  5. Гуны : Раджас Тамас и Саттва Мантры. Санскрит. Названия асан. Дословные значения терминов йоги.
  6. Варианты Сурья намаскар (простые и усложненные по разным стилям (школам) йоги. Асаны стоя, их детальная отстройка и проработка: а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  7. Разминочные техники. Вьяяма, как разминочные серии упражнений и самодостаточная практика. Что такое вьяяма и её разновидности. Основные задачи предварительных практик. Сочетание движения, дыхания и внимания (тристана). Специализированные вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов, техники, способствующие быстрому освоению таких асан, как поза лотоса, шпагаты, мосты и пр.
  8. Асаны на спине, перевернутые, на животе, их детальная отстройка и проработка : а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  9. Брюшные манипуляции – уддияна-бандха, агнисара-дхаути, наули. Подробный разбор техники выполнения. Практики, улучшающие состояние пищеварительной системы и системы кровообращения: эффект, польза, противопоказания, последовательность освоения, диетические рекомендации.
  10. Базовые типы дыхания : а) полное йогическое дыхание; б) дыхание уджайи; Виды пранаям. Подробное изучение каждой пранаямы по отдельности с учетом ее влияния на физиологию: – Капалабхати – Бхастрика (упрощенная форма) – Вилома-пранаяма – Сурья-бхедана – Нади-шодхана – Анулома-вилома – Брамари-пранаяма– Брахма-мудра и прана-мудра пранаяма. Кумбхаки – принципы, виды.
  11. Бандхи . Мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха, набхо-бандха, Маха-бандха. Практика бандх, пранаям, кумбхак отдельно и внутри асан.
  12. Шаткармы – общее название очистительных практик для тела , применяемых в хатха-йоге. Классификация и их описание в древних йогических текстах Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-самхита.
  13. Теория объяснения виньяс. Группы Виньяс. Иерархия уровней сложности Виньяс. Практика хатха, с использованием виньяс.
  14. Пратьяхара и Дхарана. Методы контроля и управления вниманием. Контроль над чувствами, регулирование и отвлечение органов чувств, направление внимания вовнутрь.
  15. Дхьяна (медитация) и Самадхи (осознание). Иерархия самоконтроля (самьямы), самоосознания и изменённых состояний сознания. Связь духовного роста с кармой. Современное понимание йогических техник.
  16. Техники осознанного расслабления. Шавасана. Универсальные методы контроля оболочек. Примеры схем расслабления. Йога-нидра. Теория и практика.
  17. Понимание значения и функций позвоночника. Направления подвижности позвоночника. Наклоны, скрутки, повороты, прогибы и вытяжение. Учитель. Общность и различие между начинающими и опытными практикующими, йога-инструкторами, учителями, мастерами-йоги.
  18. Психология отношений: Инструктор и практикующий. Применение знаний о структуре человеческого существа для построения индивидуальных тренировочных программ, гармонично дополняющих и компенсирующих повседневные социальные действия.
  19. Асаны на баланс – удержание тела в заданном положении. Развитие ощущения устойчивой опоры в положениях на баланс. Способы адаптации тела к нагрузке на мышцы при отработке балансовых поз. Разные типы опоры тела в балансах: опоры на ноги, голову, руки, предплечья. Прогибы назад с разными точками опоры.
  20. Движения, голос инструктора (сценическое мастерство). Контроль мышления и искусство энергетического влияния на учеников тончайшими оттенками речи. Подбор музыки, атрибутики, одежды для практики и т.д. Связь практики йоги с обычной жизнью и наоборот. Использование принципов йоги для внутреннего мира и внешнего практикующего. Важность внутренней практики для инструктора. Инструктор как пример для подражания. Сознание в тренировочном зале и осознанность жизни. Основные принципы травмобезопасности в практике асан.
  21. Шесть причин, разрушающих йогу, и шесть причин, способствующих успеху в практике. Порядок составления тренировочной последовательности. Мотивация и задачи практики. Последовательности практик в развитии формы и содержания техники йога-асан. Принципы построения тренировочных последовательностей. Правая и левая сторона, балансировка времени пребывания на основе ощущения наполненности. Принцип построения тренировок утренней и вечерней.
  22. Анатомия: Общий план строения организма. Анатомия костной системы, Теоретическая анатомия мышечной системы. Функциональная анатомия мышечной системы. Теоретическая и функциональная анатомия. Общая динамическая анатомия (циклические, ациклические, вращательные движения). Смещаемость органов и механизм дыхания.
  23. Физиология: Понятие физиологии человека. Основные физиологические процессы. Физиология дыхания. Питание, вегетарианство, работа нервной системы и стресс. Биомеханика. Предклиническая диагностика.
  24. Педагогика: Принципы работы с группой. Основные особенности в проведении индивидуальных занятий.

Преподаватели курса

Данный сертификационный курс проводят опытные преподаватели, мастера йоги с многолетним опытом преподавания и практики.

– президент Федерации йоги России, руководитель и старший преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и медитации Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги RYT-500 и ERYT-200 в Альянсе йоги США. Занимается различными восточными практиками более 30 лет, медитативными практиками более 19 лет (с 1994 года адепт школы Сато). Мастер боевых искусств, кобудо и йоги. Образование: высшее (МГИМО, Восточный факультет). Специальное: педагогическое (РГУФК), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-1000). Член IYAT (Международная Ассоциация Йога Терапевтов), Yoga Hand Healing (YTTC-200). Специализация: transformational yoga, раджа-йога, медитативные практики, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 20 лет, преподавательский стаж – более 12 лет. Образование – высшее МГГУ (Московский Государственный Горный Университет), кандидат наук, доцент. Специальное образование: курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500). Неоднократный чемпион России и призер международных соревнований в различных категориях йога-спорта. Специализация: построение динамических комплексов, травмобезопасность в йоге, вьяямы, дыхательные практики. Изучаемые стили и направления: классическая хатха-йога, аштанга-виньяса йога, универсальная йога, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 30 лет, преподавательский стаж – более 20 лет. Образование – высшее педагогическое МГПИ (Московский Государственный Педагогический институт). Специальное образование: РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500), персональные семинары Б.К.С. Айенгара, Ф. Бириа и Е. Рушпол. Специализация: отстройка асан, порядок составления тренировочных последовательностей и занятий в целом, педагогика и риторика. Изучаемые стили и направления: хатха-йога Б.К.С. Айенгара, комфортная (универсальная) йога Евы Рушпол. Профессиональный преподаватель и методист йоги.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: Воронежский государственный университет, Школа развития осознанности и интуиции, Московская государственная академия физической культуры и спорта «Теория и практика хатха йоги», Школа инструкторов йоги. Личный стаж в йоге и медитативных практиках – более 20 лет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга виньяса йога, с 2002 года практикует випассану в традиции Махаси Саядо и Гоенке. Много путешествует по Непалу и Индии по монастырям и местам паломничества.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги. Личный стаж занятий – более 15 лет, преподавательский стаж – более 11 лет. Образование – высшее педагогическое МаГУ (Магнитогорский государственный университет). Специальное образование: Международный Альянс йоги (YTTC-500), курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», практический курс в Культурном центре посольства Индии (Москва), РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», персональные семинары российских и зарубежных преподавателей йоги. Специализация: анатомия позвоночника и травмобезопасность в йоге, йога-нидра, виньяса-йога. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга-виньяса йога, пауэр-йога, универсальная йога, йога КПП (травмобезопасная йога), йога для женщин, йога для детей, йога для пожилых людей. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в йога-студиях Москвы, так и персональным тренером.

Мира (Анастасия) – преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и йогатерапии Международного Альянса Йоги, RYT-200 Альянса йоги США. Образование: высшее ГУУ (Государственный Университет Управления, University of Wolverhampton, Великобритания, Институт психоанализа). Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха йоги», «Детская йога», «Перинатальная йога», Международный Альянс йоги (YTTC-500), Healing Hand Center (YTTC-200), «Acient Thai massage foundation» (YTTC-200), практика йогатерапии в Vinieyoga Healing Centre. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, йогатерапия, transformational yoga, оздоровительные энергетические практики.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: высшее педагогическое, к.п.н., доцент. Личный стаж занятий – более 9 лет, преподавательский стаж – более 6 лет. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, санскрит, философия йоги. Имеет персональную группу по хатха-йоге, проводит персональные занятия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 16 лет, преподавательский стаж – более 9 лет. Образование высшее (Томский политехнический институт – инженер-математик, инженер-социолог). Специальное образование: ряд тренингов хатха-йоги в традиции Дхирендры Брахмачари (Бал Мукунд Сингх), аштанга-виньяса йога (Паттабхи Джойс), йога-нидра (Сатьянанда Сарасвати), крия-йога (Ш.Ш. Шарма), специальный курс «Теория и практика классической хатха йоги» в ГБУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта. Профессиональный преподаватель йоги, работающий в различных клубах и студиях Москвы, ведущий индивидуальные и групповые занятия, семинары и зарубежные ретриты. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога-нидра, йогатерапия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, занимается йогой самостоятельно. Образование – высшее. Доцент кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКа. Кандидат в мастера спорта по плаванию. Автор более 20-ти научных статей, учебных программ и пособий по анатомии, биологии и спортивной морфологии.

– преподаватель Школы инструкторов йоги по направлению «Педагогика». Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий более 10 лет, преподавательский – более 6 лет. Образование: высшее, МТУСИ (Московский Технический Университет Связи и Информатики). В прошлом – бизнес-тренер, автор двух книг по административному менеджменту. Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха-йоги» и «Йогатерапия: опорно-двигательный аппарат». Изучаемые стили и направления: хатха-йога, виньяса-флоу, пауэр-йога, йога для старшего возраста, йогатерапия позвоночника.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 7 лет, преподавательский стаж – более 4 лет. Образование: высшее (Омский Государственный Политехнический Университет). Специальное образование: Школа инструкторов йоги, семинары по йоге 23 и хатха-йоге, специалист по правильному питанию (аюрведа) – Новосибирский Государственный Университет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога 23, стретчинг, пауэр-йога.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, личный стаж занятий – более 12 лет, преподавательский стаж – более 6 лет, опыт работы с детьми с 1991 года. Образование: высшее (Самарский педагогический институт, факультет физического воспитания, Самарский педагогический университет – факультет психологии). Специальное образование: Школа инструкторов йоги (хатха-йога), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», сертифицированный преподаватель йоги Международного Альянса йоги (YTTC-200). Специализация: йога для детей, детский психолог, хатха-йога, пилатес. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в клубах и студиях Москвы, так и персональным тренером.

Отзывы о курсе

Очень хочется оставить свой отзыв. Очень благодарна Сергею Репину за создание удивительной Школы инструкторов йоги, обучаясь в которой словно из гусенички плавно превращаешься в красивую, легкую, добрую, радостную бабочку с правильными, грамотными представлениями о йоге и пилатесе. И желаю школе непрерывного развития и процветания. Спасибо всем преподавателям, они словно видят учеников насквозь…
Ольге Полушиной спасибо за появившийся интерес к учению Айенгара и фразу «Я буду мстить за носки», после которой я сняла тапочки для занятия йогой, в которых занималась всегда, и по дороге домой выбросила их в мусорный бак, – уверена, с интересным выражением лица. И после этого события личная практика изменилась.
Светлане Артисевич спасибо за волшебную, божественную практику и медитацию, дающую уверенность в своих силах и радость от всего происходящего вокруг.
Николаю – за правильный для меня настрой к йоге, важные и твердые слова касательно травмобезопасности и морально-этических принципов практикующих йогу. Если вы несколько лет делаете асаны с неправильной отстройкой это приведет вас к инвалидности. Это понимание останется со мной навсегда.
Мире спасибо за пример доброго и бережного отношения к каждому ученику. Ирочке спасибо за знания по Пилатес и ответственность. Спасибо всем преподавателям, которых я не указала, за знания и личный опыт, которым не все равно, что останется с нами внутри на долгие годы.

~ Ксения Александрова, июнь 2017

Спасибо Вам огромное за преподавательский курс Хатха-йоги!
За учителей, которые нам давали отличные знания, за то, что вы создали Федерацию йоги России, где дают истинные знания!
Я бы вообще в вашей Федерации жить осталась…)), приятно находиться с единомышленниками…, но пока буду просто приезжать на занятия))

~ Карина Касимова

Опыт получен колоссальный, необыкновенный, несравнимый! Многое за эти 3 недели было пережито, передумано и прочувствовано. Самое главное – это свершилось задуманное: правильное направление Пути задано, даны инструменты в помощь для движения вперёд, появилась вера в себя и свои силы Большое Вам Спасибо за это!

~ Яна Лехтсаар

Одна из целей, по которой я к вам пришла, была узнать, насколько йога – это мое, мой путь и моя философия, так как начинала заниматься я через “физкультуру” мне надо было знать, что дальше. И уже после первого занятия я поняла, что да, я делаю шаги в том направлении, которые мне близки, все на курсе – и ученики, и преподаватели – были “моими” людьми, и мое видение и мои движения в йоге, все совпадало с тем, чему нас учили.

Страха, испуга и прочего ни в процессе обучения, ни теперь, после, я не испытала, наоборот, вы и ваши лекции дали мне большую уверенность в себе и поддержку. Теперь я точно знаю, что это часть моей жизни, мой мир. Я никогда не хотела учить йоге, я хотела делиться тем, что йога для меня. Теперь мне делать это еще проще. Моя йога – это мое творчество) курс инструктора – мое вдохновение продолжать и углублять свои знания и навыки, читать нужные книги, думать и делать выводы.
Огромное спасибо вам за то, что вы делаете, мягко наставляете нас, не требуете, даете поддержку.
В моих планах – освоение пранаямы Вот что стало для меня интересным, хоть и сложным уроком. Буду дальше расти и развиваться. Пробовать, находить свое и делиться тем, что знаю, чувствую и могу дать с теми, кто приходит ко мне на “мою” йогу.

~ Всего Вам наилучшего в вашем добром деле.
Виктория Тарабукина

Всем огромное спасибо!!! ВЫ ПРОСТО СУПЕР!!! Эти два месяца я как будто оказалась в другом мире, полным добра и любви!!! Хотя… вначале было тяжело… Казалось, что происходит полная “чистка” организма и сознания, а как известно, такое перестроение проходит нелегко. Зато потом, стало легко, и я с нетерпением ждала каждых выходных, чтобы очутиться на наших занятиях))))) Я очень Вам всем благодарна))))) и нашим учителям и нашей группе))) Вы все стали родными))) Вы все несете свет и тепло, как наше солнце!!! Еще раз говорю все огромное СПАСИБО!!! Удачи, любви и успехов в нашем общем деле))))))))

~ С уважением,
Юлия Зимкина

«Собраться вместе – начало, остаться вместе – прогресс, работать вместе – успех!» Каждый на курсе пытался: и собраться, и оставаться, и работать. Это относится и к преподавателям, и к студентам курса. И хочу с полной ответственностью заявить – у нас это получилось!!! Спасибо всем, кто был с нами все это время.
Ом Тат Сат!

~ Андрей Дроздов

Здравствуй, Школа инструкторов йоги во всем ее составе!

Я от души хочу поблагодарить Сергея Репина и за организацию Федерации йоги и за организацию обучения, за то, что нашли и заинтересовали таких замечательных преподавателей – я, честное слово, и не ожидала, что они окажутся настолько замечательными, – и еще очень хочу поблагодарить самих преподавателей Школы инструкторов за то влияние, которое оказали на меня и которое стало и для меня самой неожиданностью. Я шла на обучение с совсем другими мыслями – и не подозревала, что оно начнет для меня новый виток в жизни, новый поворот. Учеба в Школе начала во мне внутренний процесс трансформации, который, я уверена, приведет к хорошим изменениям. Я хочу поблагодарить и за долготерпение к моей “придирчивости” :)) которая была по большей части просто тягой к новым знаниям – я очень соскучилась по учебе, давно уже закончила университет и просто рада была вновь окунуться в образовательный процесс, именно в плотное взаимодействие “преподаватель – ученик”. :))

Спасибо, Сергей, Ольга, Николай, Камилла, Людмила, Светлана, Павел, Дмитрий и все-все остальные! Я буду следить за новостями Федерации и, надеюсь, еще не раз увижусь с вами в будущем.

~ С уважением,
Евгения Шафранова

Огромное спасибо за все что вы сделали, за эту замечательную школу, где чувствуешь себя как дома, благодаря уютной и дружеской атмосфере, за прекрасный преподавательский состав, в котором каждый преподаватель открывает что-то новое, бесценное, дарит кусочек своей души! Я очень рада, что судьба привела меня к вам, и я надеюсь еще не раз вернуться в это прекрасное место.
P.S. И отдельное спасибо Вам, Сергей, за вашу заботу и доброту, за ваш позитив и откровение, от Вас исходит светлая и мощная энергетика и это чувствуется, спасибо что вы есть!!!

~ С уважением,
Гидревич Оксана

Вот и пролетели два чудесных месяца познавательнейшего курса обучения “Инструкторов Хатха-йоги”. Для себя я его обозначила как этап расширения границ своего сознания! Так интересно и так увлекательно мне еще не было ни на одном обучении, семинаре, мастер-классе, наверное, потому что каждое слово и каждое движение преподавателей курса (огромное им за это спасибо) были наполнены знаниями и направлены на раскрытие потенциала ученика, – как оказалось, он, т.е. потенциал, у меня тоже имеется) Еще раз убеждаюсь, что любовь к своему делу творит чудеса! А благодаря такому профессиональному подходу преподавателей с первых же дней в нашей группе воцарилось единение, которое помогло мне за эти два месяца не только понять суть йоги и освоить некоторые, казавшиеся ранее невозможными, асаны, но и подружиться и перенять опыт моих теперь уже коллег и друзей! Подводя итог вышесказанному, хочу выразить искреннюю благодарность и восхищение счастливым людям – нашим преподавателям Федерации йоги России, которые творят поистине важное для всего человечества дело! Дай Бог вам здоровья и неиссякаемого желания передавать знания таким же интересующимся и жаждущим знаний людям, как на нашем курсе!

Подробную информацию о стоимости и порядке поступления на курсы Школы инструкторов Федерации йоги России читайте на странице: .

Зарегистрируйтесь на курс

Присылайте вашу заявку и вопросы, заполнив форму ниже, либо отправив письмо на

Решение пройти тичерз-тренинг и стать преподавателем йоги - серьезное. Ведь возможно, для этого надо будет бросить свою основную работу и полностью изменить образ жизни. Даже если вы проходите этот курс «для себя» – с целью узнать что-то новое и углубить свою личную практику, все равно придётся прилагать массу усилий, отводить на это время и платить немалую сумму денег. Поэтому так важно правильно выбрать преподавательский курс - и остановиться на том, какой нужен именно вам. Чтобы было легче сделать этот выбор, задайте себе эти 5 вопросов:

1. Какому стилю йогу обучают на курсах? В какой традиции?

Существует много разных стилей йоги, с корнями в многих разных традициях. Разумеется, вы скорее всего хотите преподавать тот стиль, который вы практикуете и который вам больше всего нравится. Однако вам также важно понимать, что вы будете знать и уметь в конце курса. Удивительно, но некоторые инструкторы даже не знают, откуда происходит та традиция, в которой они преподают. Если вы спрашиваете об этом инструкторов вашей школы, и они не могут четко ответить на вопрос, это тревожный знак. Возможно, стоит поискать другую школу.

2. Что отличает эту школу от других, что делает её уникальной?

Все школы разные, что прекрасно! Йога - живое учение, которое постоянно развивается. Если вам неясно, в чем именно отличие какой-то одной конкретной школы от других, спрашивайте у преподавателей. В разных школах делают акценты на разные моменты - это может быть травмобезопасность, социальный активизм, необходимость вегетарианства или веганства, бхакти-йога, медитация и пр.

3. Какой вы получите сертификат?

Если вы собираетесь преподавать заграницей, то вам придётся обратить особое внимание на этот пункт. Сертификат должен быть того образца, который действителен в этих странах. Например, в США школа, выдающая сертификат, должна быть зарегистрирована с Yoga Alliance – именно такой сертификат будут требовать с молодых преподавателей в местных йога-центрах.

4. Как будет составлено расписание тичерз-тренинга?

Будет ли у вас время для общения с сокурсниками и преподавателями? Время для «переваривания» полученной информации и впечатлений? Будут ли совместные мероприятия, на которых все вы сможете общаться? Многие знакомства, завязанные на тренинге, перерастают в многолетнюю дружбу или успешное деловое сотрудничество.

5. Кто будет преподавать на курсе? Насколько эти люди опытные?

Вы хотите убедиться в том, что у ваших преподавателей достаточно опыта и знаний для того, чтобы правильно вас обучать. Также очень важно, чтобы те, кто вас обучают, вызывали у вас уважение - а лучше, если восхищение. Чем больше у вас будет взаимопонимания с преподавателями, чем лучше пойдет ваше обучение. Вам нужен не просто инструктор, в идеале это должен быть проводник на непростом пути.

Готовы ли вы стать учителем? Понять это вам поможет !

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Сложно сказать, кто такой учитель йоги, потому что так сейчас называют что угодно - от групповых занятий в спортзале до оккультных ритуалов. Многие спекулируют на том, что йога - это открытая система практик, которая постоянно изменяется. Потому понятие «инструктор йоги» весьма условно. Я могу сходить на пару мастер-классов и показывать заученные упражнения друзьям и коллегам за деньги. Или получить образование в одном из йога-институтов Индии и, вернувшись сюда, преподавать. Говоря откровенно, я могу просто придумать десяток упражнений, начитавшись литературы, и учить этому людей, окрестив свои уроки йогой, - и это тоже прокатит.

Я не тренер - ко мне не приходят несколько раз в неделю для тренировки определённых мышц и зон. Я не врач - ко мне приходят не за решением той или иной проблемы, потому что прихватило. Инструктор - это тот, кто учит людей самостоятельно общаться со своим телом.

Об обучении

Я по образованию переводчик, долгое время преподавала в одной из петербургских школ. При этом я много лет занималась йогой и в конечном итоге решила: «Почему бы не попробовать преподавать и её?»

Чтобы стать инструктором в фитнес-клубе, достаточно пройти двухнедельный выездной семинар, где тебя научат основам хатха-йоги, даже если ты до этого ничем подобным не занимался. По завершении получаешь сертификат - и вперёд, вести фитнес-йогу. Такая альтернатива аэробике собирает немало дамочек. Если хочешь что-то более серьёзное - нужно постараться. Разные школы, федерации и ассоциации в разных городах и странах выдвигают свои требования для поступления на курс инструктора. Где-то нужно прозаниматься в одной конкретной школе от двух до пяти лет, где-то - заплатить от 20 до 500 тысяч рублей. Лицензированию этот вид деятельности у нас не подлежит, хотя налогом облагается.


Моя школа выдвигает достаточно жёсткие требования для претендентов в инструкторы. Чтобы просто попасть на курс, необходимо успешно закончить 5 лет обучения и получить положительную рекомендацию. Предпочтение отдают людям с высшим образованием в области психологии, медицины и физиологии. Далее годовой курс, в котором рассказывают о тонкостях преподавания. И необъятная самостоятельная работа. Нужно прочитать тонну литературы и посетить занятия не менее чем 30 учителей из 7-10 стран мира. После всего этого предстоит месячный интенсив с главным инструктором и завершающее интервью. Итоговых экзаменов как таковых нет - всё решает то, как вы себя показали в процессе. И после всего этого вам не выдают лицензию «суперинструктора» - ваш статус столь же условен, как и у инструктора из фитнес-клуба. Только вы больше знаете, больше понимаете и чувствуете себя уверенно.

Об учениках

К ученикам я подхожу весьма избирательно. Не беру новичков старше 35 лет из-за закостенелости. С возрастом разные аспекты становится всё сложнее и сложнее развивать, и я считаю это тратой времени. Я утрирую, но это так. Важна абсолютная открытость и готовность полностью менять себя. Кроме того, нужна возможность меняться. Потому и инвалиды не смогут йогой заниматься. Не потому, что колясочник не сядет в позу лотоса, нет. Нужен всесторонний жизненный опыт, который ему, к сожалению, недоступен. Потому йога - это только для молодых и здоровых. Да, есть занятия для пожилых, но ведь бабуля в 70 лет не станет развивать свою сексуальность, ей это нафиг не надо, а ведь без этого никуда.

Люди приходят с разными проблемами и с разными целями. Зажатость в сфере сексуальности, кстати, чаще всего бросается в глаза, общественные нравы способствуют невротизации человека. Люди приходят с закрепощённой спиной, с поджатым, ригидненьким телом. Пять минут асан, направленных на расслабление поясницы, - и они выглядят куда более счастливыми. Разгрузить человека эмоционально через тело не так уж и сложно.


Я знаю и таких преподавателей, которые гнут людей насильно. Подходят и, как в балетной школе, садятся сверху, «дотягивая шпагаты», или просто понемногу «продавливая» некоторые асаны. Это неудивительно: на последнем семинаре очень многие преподаватели из Европы говорили, что «русские негибкие». И тем не менее насилие над учениками - это крамола. Ведь не столь важно, сложится он в лотос или нет с первого раза. Куда важнее, какие попытки он предпримет и что ему это даст.

О трудностях на занятиях

Индивидуальные уроки йоги - редкость. Многие находят их неплохим поводом продолжить знакомство в более интимном ключе. Но это не очень хорошая практика ещё и потому, что в группе куда проще проследить динамику роста, и человеку самому легче раскрыться.

Вообще с учениками не часто случаются проблемы. Есть, конечно, конфликтные, которые могут выносить мозг преподавателю и подъедать его статус своим поведением. Но в действительности они нужны самому преподавателю. Они показывают его слабые места, тренируют его выдержку.

У меня была парочка, которая закатывала глаза с вопросом: «Вы серьёзно?» - когда я начала рассказывать про эфирное поле

Иногда находятся те, кто просто не готов воспринимать определённую информацию. У меня была парочка, которая закатывала глаза с вопросом: «Вы серьёзно?» - когда я начала рассказывать про эфирное поле. Просто им было интереснее развитие тела, а эзотерические знания оказались лишними. А без них в йоге никуда. Многие боятся самого слова «эзотерика», а оно всего-навсего означает «внутренний» или «скрытый». Внутри каждой системы, культурной или религиозной, есть скрытые разделы - не более чем сноски в книге.

Православие знают все - ходят по церквям, целуют иконы. Но внутри этой традиции есть скрытая система, которая называется исихазм. И о ней знают далеко не все. А это всего-навсего прагматичный набор инструментов, которые показывают, как следовать всем известным заповедям из затхлых книг и каким конкретным образом можно изменить себя. Без лирики.

О видах занятий

Все московские центры выглядят очень красиво и дорого. Симпатичные девочки на ресепшене зазывно подмигивают, обязательно есть магазинчики с мерчем и книгами. Но кажется, сами инструкторы книг этих не читали. Они запомнились раздражёнными и злобными. Я не знаю, с чем это связанно, но гармонией там и не пахнет. Вообще я часто слышу, что в Москве невозможно найти хорошую студию и грамотного инструктора. Как-то решила проверить сама и пошла на три случайных занятия в разные йога-центры.

Первым был урок йоги Айенгара. Популярный центр, представительный сайт, хорошая репутация. Сразу позабавило - для полуторачасового занятия нам выдали целую кучу гаджетов: болстеры, одеяла, подушки, коврики, кирпичи резиновые, кирпичи деревянные, ленты для натягивания и много чего ещё. Мы сделали всего лишь три асаны, и всё это умудрились использовать. Инструктор была весьма нервной, всех жёстко критиковала и была откровенно напряжена. Айенгар - это специфическая школа, которая требует особого напряжения: нужно широко расставлять пальцы, тело специфическим образом докручивать. Я обратила внимание, что у инструктора очень смешно оттопыривались мизинчики и безымянные пальцы на ногах. Видимо оттого, что напряжение она не выпускала, а лишь накапливала всё больше и больше, и потому ходит с такими закрученными пальцами всю жизнь. Мне такая айенгара не нужна.


Дальше я пошла на занятие по аштанга-йоге. Это очень динамическая, силовая практика, выжимающая все соки. Пришли, сели, ждём. Заходит преподаватель, и я понимаю, что этот человек не может быть мастером данной школы. Люди, практикующие аштангу, всегда подтянутые, спортивные, осанистые, а эта горбатенькая, слегка затравленная, начала показывать абсолютно бессвязный набор асан разной нагрузки, которым, кажется, пыталась всех убить. Наверное, решила: «Ну вы же на силовую йогу пришли - попотейте». Дополнил картину старый бумбокс, игравший мелодии из индийских фильмов 80-х годов.

Последний урок стоял в расписании рано утром. Сонные посетители расселись на ковриках, вошёл инструктор - весь в белом, в шапочке и в украшениях. Я удивилась: как он во всём этом золоте будет заниматься? Он, впрочем, и не собирался. А просто сказал: «Делаем упражнение „Ножницы“ 100 раз», - включил на планшете музыку и со скучающим видом стал наблюдать за нами. Потом началось пение мантр: что поют, никто не знает, просто повторяют за учителем. Одна дама, которая тоже была впервые, поинтересовалась, что это значит и что мы поём. «Я не помню, - вяло ответил инструктор, - спросите на выходе у администратора, у неё есть листок с переводом». В конце занятия он дал нам указ лечь на коврики, в центр зала выкатил гонг и со словами: «А теперь медитируйте», - долбил в него оставшиеся 20 минут.

А тут мы просто лежим, пытаясь не оглохнуть

Потом я погуглила и поняла, что это, кажется, их собственная «уникальная» разработка. И чёрт с ним, с гонгом, - всякая дурь бывает, но слово «медитация» тут неуместно. Людям не объяснили, на что медитировать, зачем и как. По сути медитация - это вопрос, размышление над чем-то, поиски ответов. А тут мы просто лежим, пытаясь не оглохнуть. В группе, занимавшейся после нас, было очень много людей - видимо, эта утренняя зарядка чертовски популярна.

О православии и йоге

В Петербурге я столкнулась с другой стороной некомпетентности. Бывший преподаватель физкультуры решил переквалифицироваться, когда пришла мода на йогу. Его урок начинался с танцев под песни Шакиры, Майкла Джексона, Боя Джорджа и Шаде, а заканчивался трёхкратным чтением «Отче наш». Уж не знаю, чем он руководствовался, но «орелигиозивание» такой прагматической системы, как йога, - это очень странно. Потому что с одной стороны тебе дают чёткие руководства по работе над своим телом и сознанием, а с другой вплетают христианство - и тут мы уже начинаем надеяться на боженьку или ещё какую-то хрень, дабы нам помогли. Там, где начинается религия, заканчивается йога, так как заканчивается самоосознанность, стремление, саморазвитие.

Религия и йога - это прямо противоположные вещи. Йогу на постсоветском пространстве очень любят мистифицировать - сгустить краски, сдобрить пугающими суевериями. И получается в итоге: «Приложите руку к экрану, сейчас мы будем заряжать воду».

Иллюстрации: Маша Шишова

Для начала необходимо определиться, какую именно специальность вы хотели бы получить: тренера групповых программ, инструктора тренажерного зала или персонального тренера. Это принципиальный момент, поскольку программы подготовки у всех этих профессий различаются. Скажем, работа инструктора тренажерного зала по определению несколько проще, чем у персонального тренера: первый должен уметь поставить клиенту технику выполнения упражнений и дать общие рекомендации по питанию, снижению веса или набору массы. В то время как второй специалист обязан уметь проводить не только разные виды тренировок, но и функциональные пробы, оценивать переносимость нагрузок, составлять подробные программы питания и занятий для каждого своего подопечного и пр.

Где учиться? Фитнес-образование в нашей стране сегодня носит характер дополнительного, ни один вуз (даже из числа институтов физкультуры и спорта) не выпускает специалистов с дипломом инструктора или персонального тренера — этот статус можно получить на особых курсах.

«Спортивные вузы дают лучшую подготовку в таких дисциплинах, как анатомия, физиология, биомеханика и т.д., но без специфики фитнеса», — замечает Ирина Троска , фитнес-директор сети World Gym.

Последнему учат в формате семинаров или курсов в специальных образовательных центрах, коих сегодня предостаточно. Какой из них выбрать? Как минимум имеющий лицензию на образовательную деятельность. «Плюс к тому стоит обратить внимание на тематические планы по выбранной вами специальности — чем они будут подробнее, тем лучше, — объясняет Ирина Троска. — Также посмотрите на преподавателей (хорошо бы навести о них справки через интернет). Кстати, не всегда иностранный преподаватель оказывается лучше российского. И не забудьте поинтересоваться у выпускников центра, как сложилась их карьера и чем помогло им это обучение».

Что будете изучать. Готовьтесь освоить принципы построения урока и тонкости конкретных тренировочных программ, основы анатомии, физиологии и биомеханики. Вам также предстоит разобраться в строении мышечного волокна, работе сердечно-сосудистой системы и основах психологии.

Важные нюансы. Обучение на курсах может занять от нескольких дней до нескольких месяцев и потребует от вас большой самостоятельной работы. По завершении придется постоянно повышать квалификацию и посещать другие семинары по специальности — тренды в индустрии фитнеса сменяются довольно быстро. А чем более «подкованным» будет тренер, тем лучше сможет продавать свои услуги. «Важно также осознавать: сразу по завершении курсов устроиться в крупный сетевой клуб будет не так просто, туда ждут тренеров с опытом, а его можно получить в небольших компаниях», — напоминает Ирина Троска.

Как стать преподавателем йоги

За последние 15-20 лет йога стала доступнее: в первых российских йога-студиях занятия вели опытные самоучки, получавшие знания только на личной практике, по книгам и редким семинарам зарубежных экспертов. Сегодня получить сертификат преподавателя йоги можно не покидая пределов родины и отучившись сравнительно недолго, от недели до нескольких месяцев. Однако эксперты по-разному оценивают такое образование. «Преподавание — навык осознать, что же тебе дала йога, — считает Ярослав Авдиев, преподаватель инструкторских курсов школы-студии YogaMind. — Это повод осмыслить опыт своего тела и начать его транслировать. Кто-то становится инструктором для себя, кто-то — для близких, помогает им улучшить самочувствие, кто-то проводит занятия с коллегами на работе. На открытую аудиторию по-настоящему выходят далеко не все, еще меньше преподавателей остаются работать на годы».

Где учиться? Пройти обучение можно в некоторых образовательных центрах по фитнесу и курсах в студиях, школах и университетах йоги. Последние никак не связаны с обычными вузами, но часто существуют при поддержке официальных мировых йога-организаций (Международного йога-альянса, Всемирной организации йоги и пр.). И сертификаты выдают двойные, то есть с правом преподавать в России и за рубежом.

«Выбирая образовательный центр, стоит поставить перед собой четкую цель, где и как вы собираетесь преподавать, и изучить программу курсов, — говорит Ярослав Авдиев. — Стоит избегать курсов, где задействован один или слишком много преподавателей. Оптимальное количество — 2-4 человека. Так вы увидите практику в объеме, под разными углами, сможете развить и критический подход к направлению». Наш эксперт также советует посмотреть, какое место отводится методологии обучения, ведь цель любых инструкторских курсов — научить вас преподавать.

Смутить будущих студентов должны любые перекосы в учебном плане, как в части практического освоения асан (что превращает древнюю практику в гимнастику), так и углубленного изучения философии. С сомнением стоит отнестись к курсам с онлайн-обучением без очных встреч с лектором и в переполненных группах. В обоих случаях преподавателям будет сложно уделить достаточно внимания каждому конкретному студенту.

Полезно учесть и то, сколько часов отводится на обучение. «На мой взгляд, завершенным образованием можно считать около 300 часов теории и практики вместе с преподавателями», — говорит Ярослав Авдиев.

Что будете изучать . Получая базовый набор знаний (с чего, собственно, начинается путь к преподаванию), придется освоить три блока информации. Личную практику (физическая подготовка и отстройка асан), искусство преподавания (умение работать голосом, вести занятие, составлять последовательности, отстраивать асаны учеников) и теоретический блок (философия йоги, анатомия, физиология, травмобезопасность).

Важные нюансы. Первая ступень йога-образования — это сертификат на право преподавать хатха-йогу. Иным направлениям, как правило, учат уже на его базе. Повышать квалификацию или проходить переаттестацию вас, конечно, никто не заставит, однако многие делают это по собственному желанию. Поскольку именно на дополнительных семинарах, ретритах и мастер-классах у студентов есть возможность получить болееглубокие знания по конкретным аспектам практики (скажем, медитации) или отдельных направлений (например, аштанга-виньясы).

Увлечены фитнесом или йогой, но не уверены, что справитесь с нагрузкой полноценных курсов? Посетите несколько тематических семинаров или вводных занятий преподавательских программ — так вы сможете оценить свои возможности.

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.